20 июня 1938г - 21 сентября 2008г
Северная Осетия, Ирафский район, Сурх-Дигора
Российский скульптор, чье творчество, уходящее корнями в аланскую мифологию и осетинскую народную пластику, стало уникальным явлением в мировом художественном пространстве XX – начала XXI века.
Лазарь Гадаев родился в крестьянской семье и рано лишился отца, который не вернулся с полей Великой Отечественной войны. Его творческий путь начался с художественно-графического факультета Северо-Осетинского педагогического училища (1956–1960), а затем продолжился в Москве, в престижном Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. Здесь, на факультете скульптуры, его наставниками стали такие мастера, как М. Г. Манизер и Д. Д. Жилинский.
Окончив институт в 1966 году, Гадаев остался жить и работать в Москве. С 1967 года он начал активную выставочную деятельность, а в 1969-м был принят в Союз художников СССР. Семейная жизнь скульптора была связана с Аллой, детским врачом, а его сын Константин пошел по творческому пути, став поэтом и телережиссером.
Признание к мастеру пришло еще при жизни: в 1978 году он стал лауреатом Международной выставки малой пластики в Будапеште, а в 2008-м, в год своей смерти, был удостоен высшей государственной награды Республики Северная Осетия — Алания — медали "Во славу Осетии".
Лазарь Гадаев скончался 21 сентября 2008 года после тяжелой болезни и был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Творческое наследие Лазаря Гадаева — это мощный сплав глубоко усвоенных национальных традиций и универсального общечеловеческого языка искусства. Истоки его пластического мышления лежат в мифологии древней аланской культуры, осетинском фольклоре и многовековом жизненном укладе своего народа, которые он органично соединил с практикой европейской скульптуры.
Ключевые особенности творчества:
Уникальный стиль: Его манере присуща скупая, лишенная внешней эффектности лепка, полная внутренней динамики. Работы отличаются острой фактурностью, экспрессивной "шероховатостью" поверхности без подробной деталировки и натурализма.
Авторская мифология: Гадаеву было свойственно редкое для современности мифологическое сознание. Он не просто использовал мифологические сюжеты, а самовозрождал их, интерпретируя через реалии жизни. Его "Тайная вечеря" напоминает осетинское застолье с птицами, а "Воскрешение Лазаря" несет автопортретные черты.
Герой своего времени: Главным предметом его искусства стал сложный психологический рисунок человека 1970-х — внутренне смятенного интеллигента, преодолевающего неустроенность. Гадаев сделал героичной именно эту сложность и рефлексию.
Работа с материалом: Мастер виртуозно работал с самыми разными материалами — деревом, камнем, бронзой, керамикой, каждый раз находя идеальное соответствие между материалом и образной идеей.
Помимо скульптуры, Гадаев был литератором: он писал стихотворения в прозе и притчи на дигорском диалекте осетинского языка, которые были изданы в Осетии под названием "Искурдиада".
Его монументальные работы украшают улицы Еревана, Владикавказа (памятник поэту Георгию Малиеву), Майкопа (памятник Темботу Керашеву), Москвы (памятник Александру Пушкину), Воронежа (памятник Осипу Мандельштаму) и других городов.
Произведения Лазаря Гадаева хранятся в коллекциях ведущих музеев России и мира, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Музей современного искусства в Москве, а также во многих частных собраниях по всей Европе.