25 августа 1878г - 22 октября 1960г
Саратовская область, Саратовский район, Саратов
Русский и советский скульптор, классик отечественной пластики XX века, видный представитель символизма и неоклассики, выдающийся педагог. Автор знаменитого скульптурного ансамбля в усадьбе "Кучук-Кой" ("Спящие мальчики", "Юноша").
Родился 13 (25) августа 1878 года в Саратове. Его происхождение из крестьянской среды и атмосфера провинциального города, окружённого лесами и старинными усадьбами, рано пробудили в нём интерес к пластической форме. Сильнейшее впечатление на подростка произвела полихромная деревянная статуя Моисея на заброшенной Архиерейской даче, что можно считать символическим началом его пути в искусстве.
Получив начальное художественное образование в Саратовском Боголюбовском рисовальном училище (1896–1899), он сблизился с кругом будущих крупнейших мастеров — Павлом Кузнецовым, Кузьмой Петровым-Водкиным, Александром Савиновым, что определило его принадлежность к саратовской художественной школе. Уже в этот период он начал преподавать лепку в училище для слепых детей. В 1899 году Матвеев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался в скульптурном классе у Сергея Иванова и Павла Трубецкого. Окончив училище в 1901 году с серебряной медалью, он не стал защищать диплом, предпочтя практическую работу.
Важнейшим этапом становления стала его деятельность в абрамцевской гончарной мастерской Саввы Мамонтова (1901–1905), а затем на керамическом производстве Петра Ваулина в Кикерино под Петербургом (1907–1912). Работа с майоликой и терракотой под руководством таких мастеров, как Михаил Врубель и сам Ваулин, отточила его чувство материала, монументальности и декоративной выразительности. В этот период он создал ряд значительных портретов (Ф. Шаляпина, С. Мамонтова, В. Борисова-Мусатова) и декоративных композиций. Поездка в Париж в 1906–1907 годах по стипендии имени Е. Д. Поленовой позволила ему глубже изучить европейское искусство.
Александр Матвеев был активным участником художественных объединений Серебряного века. Он выставлялся с "Миром искусства" (член с 1912 года), участвовал в знаменитой выставке "Голубая роза" (1907), был членом Союза русских художников. Вершиной его дореволюционного творчества стало создание скульптурного ансамбля для усадьбы Я. Е. Жуковского "Кучук-Кой" в Крыму (1908–1912). В сотрудничестве с архитектором В. Д. Поленовым и художниками П. Кузнецовым и П. Уткиным он создал цикл аллегорических фигур ("Спящие мальчики", "Задумчивость", "Юноша"), гармонично вписанных в ландшафт парка. Эти работы, отмеченные эллинистической ясностью форм, созерцательным покоем и тонким лиризмом, утвердили его как лидера неоклассического направления в русской скульптуре.
После революции Матвеев остался в России и внёс огромный вклад в становление советской скульптурной школы. С 1918 года и до конца жизни он преподавал в Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, затем во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (ИЖСА), где в 1932–1934 годах занимал пост директора. В 1939 году ему была присвоена степень доктора искусствоведения. Его педагогическая система, основанная на глубоком изучении натуры, классического наследия и конструктивных основ формы, воспитала несколько поколений крупнейших скульпторов, включая М. Аникушина, В. Исаеву, А. Игнатьева.
В советский период он продолжал развивать тему обнажённой модели, создавая эталонные академические штудии ("Женский торс", 1920-е), работал над портретами (В. Станюковича, М. Лермонтова) и памятниками. Он участвовал в реализации плана монументальной пропаганды, создав памятник К. Марксу для Смольного (1918, не сохранился). Его творчество 1920–1930-х годов, отмеченное чистотой пластического языка и стремлением к обобщённому, идеальному образу, иногда критиковалось за "отрыв от современности", но сохраняло высокий профессиональный статус.
Александр Матвеев был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР (1931), награждён орденом Трудового Красного Знамени (1944). Его работы получили международное признание на выставках в Венеции (1924) и Париже (1925, золотая медаль). Скончался Александр Терентьевич Матвеев 22 октября 1960 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.