24 марта 1890г - 18 июля 1952г
Мордовия, Торбеевский район, Салазгорь
Историк, Поэт, Фольклорист, Этнограф
Мокшанский государственный деятель, основатель массового национального образования на мокшанском языке, просветитель. Также поэт, переводчик, менеджер современной мокшанской литературы, исследователь фольклора, историк, этнограф. Фанатичный деятель коммунистического движения. Деконструктор имперского православия на территориях Мокшании.
Автор букваря "Валда ян" (Светлый путь) и семи учебников для национальных мокшанских школ.
Осенью 1905 г. после отличной сдачи вступительных экзаменов зачислен на подготовительное отделение Казанской учительской семинарии. Способного юношу заметил известный эрзянский просветитель Макар Евсевьев. Он привлекал его к изучению Мокшанского фольклора, поддерживал его первые стихотворные опыты. В 1906 году, когда его должны были исключить из семинарии за участие в антиимперских акциях, Дорофееву снова помог Евсевьев.
После окончания в 1909 году Казанской учительской семинарии работал школьным учителем в Темниковском уезде. В 1912 году выходит сборник русских стихов Дорофеева «Песни и думы народного учителя», в которых помещено несколько переводов мокшанских народных песен.
В годы Первой мировой войны — на фронте, тяжело ранен.
В мае 1918 г. он уже активный член ленинских группировок большевиков, его назначают заведующим Темниковским управлением образования. Лихо внедряет в области образования левацкие эксперименты. В то же время использовал момент для стремительной мокшанизации начального образования, открытия национальных школ.
Вел исключительную по своим масштабам агитационную работу: выступал на митингах, читал лекции учителям, вел антирелигиозную пропаганду, был инициатором организации уездной партшколы, преобразованной позже в Темниковский коммунистический университет. Эксперименты Дорофеева становились образцом для целой Пензенской губернии-здесь была настоящая культурная революция. В 1923 назначается заведующим Пензенским губернским отделом политообразования. На этой должности снова работает ради мокшанизации школ, а в Пензенском педагогическом техникуме создал эрзяно-мокшанское отделение.
В октябре 1923 г. Дорофеев работает уже в Москве. Фактически, он становится гарантом создания Мокшанского национального образования во всех губерниях, где проживали мокшаны. Успешно преодолевал сопротивление русских шовинистов, организовывая губернские конференции работников Мокшанского и эрзянского образования в Пензе, Саратове, Самаре, Алатыре. Лично выезжает на места, требует соблюдения курса на мокшанизацию образования.
В сентябре 1924 г. Дорофееву удается созвать съезд мокшанских и эрзянских педагогов в Москве. В его работе приняли участие представители Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской губерний, Башкирской и Татарской республик. В президиуме съезда были светила мокшанского и эрзянского возрождения Евсевьев, Скобелев, Советкин. Перед мокшанскими педагогами выступил министр образования СССР А. Луначарский.
На съезде Дорофеев получил карт-бланш от Москвы на полную мокшанизацию начального образования и начало национализации специальной — принято открывать мокшано-эрзянские педтехникумы, увеличение тиражей учебников и книг на мокшанском и эрзянском языке.
Московский съезд дал старт систематическим курсам переподготовки учителей национальных мокшанских школ, что значительно повысило их квалификацию и конкурентность мокшанского образования. Быстро росла сеть школ с мокшанским языком обучения. В то же время Дорофеев добился увеличения специальных лимитов на внеконкурсный прием мокшан и эрзян во все техникумы и высшие учебные заведения РСФСР — как нации, пострадавшей от русского колониализма. Увеличилось количество учебной и художественной литературы на мокшанском и эрзянском языке. С конца 1924 года начинает работу Мокшано-Эрзянская Языковая комиссия, в которую вошли ведущие языковеды Дорофеень Закарь, Глуховонь Петяй, Рябовонь Толь.
Фактически, Московский съезд мокшанских и эрзянских педагогов 1924, инспирированный Дорофеевым, создал почву для государственной эмансипации мордовской национальной области до статуса Автономной Республики (хоть интегрировать мокшанские и эрзянские территории в один субъект не получилось), а само мокшанское дело поднял на общеевропейский уровень.
Даром, что коммунистическое содержание образования вскоре стало непреодолимым тормозом для дальнейшего развития мокшанской нации. Да и сам Дорофеев в 1925 испугался масштабов национального возрождения и протестовал против исключения русского языка из курса в мокшанских школах, противился преподаванию русского как иностранного.
Вплоть до начала 1920-х годов Дорофеев писал на русском языке. 1925 издан первый сборник стихов поэта на мокшанском языке - "Свои песни".
Автор переводов на мокшанский язык лирики М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева. С его помощью были открыты национальные школы в Мордовии, созданы учебные пособия для мордовских учеников. После Второй мировой войны фактически свернул творческую деятельность, эмигрировав в Москву.
Умер 18 июля 1952 в Москве.