7 июля 1936г
Тюменская область, Тобольский район, Тобольск
Советский и российский математик и механик, на протяжении более двух десятилетий возглавлявший Российскую академию наук, является одной из ключевых фигур в отечественной науке. Его академическая карьера, отмеченная высшими государственными наградами, включая Ленинскую и Государственную премии, а также полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", служит примером глубокой преданности научному поиску.
Родившись в 1936 году в Тобольске, он блестяще окончил местную школу с золотой медалью, что стало предвестником его будущих успехов. Получив диплом по специальности "механика" в Уральском государственном университете в 1959 году, Осипов остался в alma mater, пройдя путь от аспиранта до доцента. Его научная деятельность неразрывно связана с уральской математической школой, в частности с известной школой по теории управления под руководством академика Н. Н. Красовского.
Защитив кандидатскую и докторскую диссертации, Юрий Сергеевич долгие годы плодотворно работал в Институте математики и механики УрО РАН, где руководил лабораторией, а затем и отделом дифференциальных уравнений, а впоследствии стал директором института. Его избрание членом-корреспондентом, а затем и действительным академиком АН СССР стало закономерным признанием его выдающихся заслуг.
Помимо исследований на Урале, его жизнь тесно переплелась с ведущими научными центрами страны. Он руководил Математическим институтом им. В. А. Стеклова РАН и с 1990 года возглавил кафедру оптимального управления на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, где позже был удостоен звания заслуженного профессора.
Исторической вехой стала его деятельность на посту президента Российской академии наук, который он занимал с 1991 по 2013 год, руководя академией в один из самых сложных периодов ее истории. На этом посту он также возглавлял Комиссию по государственным премиям РФ и экспертные советы, входил в состав Совета безопасности России.
Масштаб его научного влияния подчеркивается активной редакционной работой в ведущих математических журналах, руководством Научно-редакционного совета Большой Российской энциклопедии, а также международным признанием в виде членства в нескольких национальных академиях наук Европы и СНГ.
Ключевые научные изыскания Юрия Сергеевича Осипова, признанного специалиста в сфере прикладной математики и механики, сосредоточены на фундаментальных проблемах теории управления, дифференциальных уравнений и их практического применения. Его вклад в эти области носит основополагающий характер.
Учёным была разработана целостная и законченная теория стабилизации для стационарных и периодических динамических систем, чьё поведение описывается дифференциальными уравнениями, учитывающими запаздывающий аргумент, что критически важно для моделирования реальных процессов. Продолжением этого стали его новаторские работы по созданию теории дифференциальных игр для аналогичного класса систем, открывшие новые пути для анализа конфликтных ситуаций в условиях неполных данных.
Значимым прорывом стало открытие Осиповым конструктивного локального принципа управления для систем с запаздыванием, предоставившего эффективные инструменты для решения сложных прикладных задач. Кроме того, им была построена комплексная теория антагонистических позиционных дифференциальных игр, распространённая на бесконечномерные фазовые пространства, в частности на системы, управляемые дифференциальными уравнениями в частных производных параболического типа.
Отдельный цикл его трудов посвящён созданию теории устойчивого динамического обращения управляемых систем, обеспечивающей надёжность работы в условиях возмущений. В смежных направлениях им был получен ряд результатов, среди которых — решение сложных проблем оптимизации форм, включая ответ на фундаментальный вопрос о существовании оптимума, сформулированный Ж.-Л. Лионсом.
Важной отличительной чертой научного подхода Осипова является прямая связь его теоретических достижений с решением практических задач. Под его руководством выполнен цикл исследований, направленных на обеспечение плавности и устойчивости движения специальных транспортных средств, а также проведён широкий спектр опытно-конструкторских работ, связанных с созданием перспективных образцов летательной техники.