19 октября 1939г - 2 июня 2006г
Курская область, Советский район, Мармыжи
Cоветский и российский скульптор-монументалист, чье творчество во многом определило облик современной русской монументальной культуры. Как общественный деятель, он занимал пост президента Международного фонда славянской письменности и культуры и возглавлял возрожденный Союз русского народа. Его заслуги были отмечены званиями Народного художника Российской Федерации и лауреата Государственной премии СССР.
Вячеслав Клыков родился 19 октября 1939 года в крестьянской семье в селе Мармыжи Курской области. Его становление как художника было постепенным и осознанным. После окончания средней школы он получил профессиональное образование в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 году, и некоторое время работал на производстве.
Однако тяга к искусству привела его в 1960 году на художественно-графический факультет Курского государственного педагогического института. Проучившись там два года, Клыков осознал свое истинное призвание и в 1962 году поступил на факультет скульптуры Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Его наставником стал известный скульптор Н. В. Томский. Окончив институт в 1968 году, Клыков получил специальность скульптора-монументалиста и с этого времени начал активно участвовать в крупнейших художественных выставках — от московских до международных.
Уже в 1969 году он стал членом Союза художников СССР, а его работы заняли достойное место в коллекциях таких знаковых музеев, как Третьяковская галерея и Государственный Русский музей.
Широкая известность пришла к Клыкову в конце 1970-х — начале 1980-х годов после масштабных работ по оформлению Центрального детского музыкального театра в Москве и создания динамичной скульптуры бога Меркурия, установленной у Центра международной торговли.
Переломным моментом в его творчестве стала вторая половина 1980-х годов, когда он обратился к православно-патриотической тематике. Ярким примером стала история с памятником преподобному Сергию Радонежскому. Вдохновленный образом с картины М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею", скульптор создал монумент, который осенью 1987 года власти запретили устанавливать. Однако благодаря настойчивости Клыкова и поддержке общественности памятник был торжественно открыт 29 мая 1988 года в селе Городок (Радонеж), став одним из первых монументов русскому святому в советскую эпоху.
Вячеслав Клыков скончался 2 июня 2006 года в Москве после тяжелой болезни и был похоронен в своем родном селе Мармыжи, на земле, которую он так глубоко любил и прославлял своим творчеством.
Творческое наследие Вячеслава Клыкова огромно и многогранно. Его монументальные работы, разбросанные по всей России и за ее пределами, стали неотъемлемой частью культурного ландшафта и символами национального возрождения.
Одной из центральных тем в его творчестве стало прославление русских святых и церковных деятелей. Помимо уже упомянутого памятника Сергию Радонежскому, он создал монументы великой княгине Елизавете Фёдоровне в Москве, святителю Николаю Чудотворцу в итальянском Бари, преподобному Серафиму Саровскому в Сарове и Курской Коренной пустыни, а также архимандриту Ипполиту (Халину) в Курской области.
Не менее значимой была для Клыкова тема русской государственности и воинской славы. В его исполнении были созданы ставшие знаменитыми памятники князю Владимиру Святому в Херсонесе, маршалу Георгию Жукову в Москве, князю Дмитрию Донскому в Москве и святому благоверному князю Александру Невскому в Курске. Символом единства славянских народов стал его монумент создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию в Москве.
Важное место в творчестве скульптора заняли памятники деятелям русской культуры: поэтам Николаю Рубцову, Константину Батюшкову, Ивану Бунину, Александру Пушкину (в болгарской Софии и молдавском Тирасполе), писателям Фёдору Достоевскому и Василию Шукшину, композитору Александру Даргомыжскому. Особой личной страницей стала работа над памятью певца Игоря Талькова: Клыков не только создал памятник на его могиле, но и выступил инициатором открытия мемориального музея.
Многие работы Клыкова носили мемориальный характер, включая создание храма-звонницы на Прохоровском поле в память о битве на Курской дуге, храма Покрова Пресвятой Богородицы в его родном селе, а также многочисленных надгробий на Новодевичьем и Ваганьковском кладбищах.