1 августа 1957г
Ставропольский край, Ессентуки
Актёр, Кинорежиссёр, Сценарист, Художник
Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, художник и педагог, одна из ключевых фигур ленинградского и петербургского неофициального искусства 1980-х — 2000-х годов.
Получил фундаментальное художественное образование в Ленинграде: в 1977 году окончил Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова по специальности "графика и дизайн", а в 1982 году — Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия), где изучал системный дизайн. Впоследствии передавал опыт молодому поколению, преподавая композицию в родном училище имени Серова. Его ранняя творческая активность была сосредоточена в сфере изобразительного искусства: он был постоянным участником выставок ленинградского андеграунда, работая в техниках графики, живописи и дизайна, что в дальнейшем определило особое внимание к пластике кадра и визуальной метафоре в его кинематографических работах.
В кинематограф Сергей Дебижев пришёл в конце 1980-х годов, начав как художник-постановщик в фильмах "Ампир" (1987) и "Жертва вечерняя" (1987) режиссёра Виктора Аристова. Уже в первых самостоятельных режиссёрских работах — "Жажда" (1989) и "Ты успокой меня" (1989) — проявился его фирменный стиль, основанный на ассоциативном монтаже, аллегоричности и мощном музыкальном начале. Подлинным манифестом его эстетики и культовым явлением эпохи стал фильм "Два капитана 2" (1992), снятый в соавторстве с Сергеем Курехиным и при участии Бориса Гребенщикова. Эта картина, построенная как сюрреалистический видеоряд на музыку группы "Аквариум", стала одним из визуальных символов русского арт-рока и "лихих девяностых".
На протяжении 1990-х и 2000-х годов Дебижев продолжал экспериментировать на грани игрового и неигрового кино, создавая авторские документальные циклы ("В реальном времени", 2004) и художественные фильмы, отмеченные философской глубиной и интересом к историософским темам: "1812" (1999), "Последний рыцарь империи" (2014) об Иване Солоневиче, "Город золотой" (2023). Значительное место в его творчестве занимает тема русской культуры и рок-музыки, которой посвящены фильмы "Сергей Курёхин — человек, который изменил мир" (2011) и "Рок за гранью" (2021) о Гребенщикове, Цое и Курехине.
Особую художественную и общественную значимость в поздний период его творчества приобрели документальные работы, исследующие сакральные и исторические пространства России. Фильм "Святой Архипелаг" (2022) о Соловецком архипелаге был высоко оценён критикой и собрал ряд престижных наград, включая приз за лучший документальный фильм на 44-м Московском международном кинофестивале и Гран-при фестиваля "Свидание с Россией". Продолжая активно работать, в 2024 году он представил новую картину "Крест".
Сергей Дебижев также широко известен как пионер российского музыкального видео (клипы для Бориса Гребенщикова, группы "Кино", Сергея Курехина) и как актёр, сыгравший в фильмах "Над тёмной водой" (1993) и "Брат" (1997) Алексея Балабанова.
6 августа 2025 года ему было присвоено почётное звание "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации".