27 февраля 1831г - 13 июня 1894г
Живописец, Портретист, Скульптор, Художник
Русский живописец и рисовальщик, мастер исторической и портретной живописи, один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Создал новаторский цикл евангельских полотен ("Что есть истина?", "Распятие").
Родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже в семье помещика. Его предки были французскими эмигрантами: прадед, дворянин Матьё де Ге, бежал в Россию от Великой французской революции. Рано лишившись матери, умершей от холеры, Николай воспитывался в семье. Образование получил в Первой киевской гимназии, где проявились его художественные способности. Однако, следуя воле отца, он поступил на физико-математический факультет Киевского университета (1847), а затем перевёлся в Петербургский университет.
Желание стать художником оказалось сильнее: в 1850 году Ге оставил университет и поступил в Императорскую Академию художеств, где учился под руководством П. В. Басина. В 1857 году за выпускную картину "Саул у Аэндорской волшебницы" он был удостоен Большой золотой медали и права на пенсионерскую поездку за границу. Посетив Германию, Швейцарию и Францию, Ге надолго обосновался в Италии (1857–1869), где пережил период творческих поисков, испытав влияние Александра Иванова и Карла Брюллова. Здесь была создана принёсшая ему громкую славу картина "Тайная вечеря" (1863), купленная императором Александром II. За неё художник, минуя звание академика, был удостоен звания профессора.
Вернувшись в Россию в 1869 году, Ге стал одним из инициаторов и активнейших участников Товарищества передвижников. Его картина "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871) стала программным произведением Первой передвижной выставки. После периода жизни в Петербурге, отмеченного созданием блестящих портретов современников (И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин), в 1875 году художник, разочарованный в светской жизни и испытывавший материальные трудности, удалился на свой хутор Ивановский в Черниговской губернии. Здесь он пережил глубокий духовный кризис, сблизился с учением Льва Толстого, что определило направление его позднего творчества. В последние годы жизни, несмотря на ожесточённую критику и запреты цензуры, Ге создал ряд мощных, экспрессивных произведений на евангельские темы. Скончался Николай Николаевич Ге на своём хуторе 1 (13) июня 1894 года.
Творческий путь Николая Ге — это эволюция от академического романтизма к глубокому, психологическому и философскому реализму, а в конце жизни — к смелому художественному экспрессионизму. Его искусство всегда было пронизано поиском нравственной истины и острой социальной проблематикой. Уже в ранней работе "Тайная вечеря" (1863) художник радикально переосмыслил классический сюжет, сделав драматический конфликт между Христом и Иудой центром эмоционального и интеллектуального напряжения, за что был обвинён критикой в "нигилизме".
Историческая живопись Ге, вершиной которой стало полотно "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871), отличалась не парадной репрезентативностью, а глубоким проникновением в психологию персонажей. Художник изображал историю как трагическую драму человеческих взаимоотношений и идей. Не менее значителен его вклад в портретный жанр. Созданные им образы выдающихся современников — Герцена (1867), Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина — сочетают внешнюю сдержанность с мощной внутренней характеристикой, раскрывая интеллектуальную и духовную сущность модели.
Поздний, так называемый "толстовский" период (1880-е — начало 1890-х гг.) стал самым новаторским и драматичным. Отказавшись от иллюзорной живописности, Ге обратился к евангельским сюжетам для выражения современных этических и социальных идей. Картины "Что есть истина?" (Христос и Пилат, 1890), "Суд Синедриона" (1892) и несколько вариантов "Распятия" шокировали публику и официальные круги беспощадным драматизмом, условностью пространства, аскетизмом колорита и почти скульптурной лепкой форм резким светом. Эти работы, воспринятые как вызов церковной и светской цензуре (Победоносцев называл их "кощунственными"), были сняты с выставок, но утвердили за Ге славу художника-пророка и смелого экспериментатора. Его поздняя манера, где форма подчиняется экспрессии, а цвет — эмоциональному напряжению, предвосхитила искания художников-символистов и экспрессионистов XX века. Скульптурные опыты Ге и его графическое наследие, особенно иллюстрации к рассказу Толстого "Чем люди живы", также свидетельствуют о неустанных поисках новой художественной выразительности.