2 января 1837г - 29 мая 1910г
Нижегородская область, Нижний Новгород
Ключевая фигура русской музыки, основатель и идейный вождь "Могучей кучки". Создатель национальной композиторской школы. Написал виртуозную восточную фантазию "Исламей", поэму "Тамара", симфонии и обработки народных песен.
Родился 21 декабря 1836 года (по старому стилю) или 2 января 1837 года (по новому) в Нижнем Новгороде. Он происходил из обедневшей дворянской семьи; его отец, Алексей Константинович, служил титулярным советником. Первые музыкальные впечатления и навыки игры на фортепиано Милий получил от матери. Существенное влияние на его становление оказал нижегородский просветитель, меценат и автор первой русской монографии о Моцарте Александр Дмитриевич Улыбышев, в доме которого юноша погрузился в мир серьёзной музыки и получил доступ к богатой библиотеке. Формального консерваторского образования Балакирев так и не получил, оставаясь в значительной степени гениальным самоучкой, чей талант оттачивался через интенсивную практику и глубокое изучение творчества кумиров — Фридерика Шопена и, прежде всего, Михаила Глинки.
После окончания Нижегородского дворянского института (1849–1853) Балакирев недолго пробыл вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета (1853–1855), где зарабатывал на жизнь уроками музыки. В 1855 году, следуя за Улыбышевым, он переехал в Санкт-Петербург. Знаковая встреча с Михаилом Глинкой укрепила в молодом музыканте убеждение в необходимости создания национальной композиторской школы. Глинка высоко оценил дарование Балакирева и благословил его на этот путь. Уже в том же году Балакирев блестяще дебютировал в столице как пианист-виртуоз.
Обладая недюжинной энергией и харизмой, Балакирев вскоре стал центральной фигурой вокруг которой сплотился кружок молодых композиторов, позднее названный критиком Владимиром Стасовым "Могучей кучкой". В него вошли Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и Александр Бородин. Балакирев стал для них не только вдохновителем, но и строгим наставником, фактически выполняя роль учителя, направляя их изучение техники и формируя эстетические взгляды. Важнейшим его общественным деянием стало основание 18 марта 1862 года совместно с хормейстером Гавриилом Ломакиным "Бесплатной музыкальной школы", целью которой было распространение музыкального образования среди широких слоёв населения. Школа стала и концертной площадкой для популяризации новой русской и зарубежной музыки.
Дирижёрский талант Балакирева получил широкое признание. В 1866–1867 годах по приглашению он с огромным успехом провёл в Праге постановки опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". С осени 1867 по весну 1869 года он руководил симфоническими концертами Императорского Русского музыкального общества в Петербурге, где наряду с произведениями Гектора Берлиоза и Ференца Листа активно пропагандировал сочинения своих товарищей по "Могучей кучке".
Однако к началу 1870-х годов из-за конфликтов в музыкальном мире и тяжёлого душевного кризиса Балакирев отошёл от активной музыкальной жизни. Он покинул Бесплатную музыкальную школу, оставил дирижирование и в 1872 году устроился простым служащим в управление Варшавской железной дороги. В этот период он находился на грани ухода в монастырь, от чего его отговорил духовник. Возвращение к творчеству и общественной деятельности произошло лишь к концу 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил Бесплатную музыкальную школу, а в 1883 году был назначен управляющим Придворной певческой капеллой. На этом посту он провёл масштабные реформы: привлёк в качестве инспектора музыкальных классов Николая Римского-Корсакова, реорганизовал учебный процесс и значительно укрепил оркестровый класс капеллы. В последние десятилетия жизни композиторская активность Балакирева возобновилась с новой силой; были созданы главные симфонические и фортепианные опусы.
Милий Алексеевич Балакирев скончался 16 (29) мая 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.