Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович - российский живописец, пейзажист, художник

25 января 1832г - 20 марта 1898г

Татарстан, Елабужский район, Елабуга

Живописец, Пейзажист, Художник

Великий русский художник, ставший символом эпического пейзажа и непревзойдённым певцом русской природы. Его имя неразрывно связано с образами могучего леса, сосновых рощ и раздольных полей, которые он воспевал с почти научной точностью и глубокой поэзией.

Биография

Родился 25 января 1832 года в купеческой семье в старинном городе Елабуга. Его отец, Иван Васильевич, увлекался историей и археологией, прививая сыну любовь к родному краю. Уже в 12 лет мальчик проявил самостоятельность — оставил казанскую гимназию и вернулся домой, где четыре года наблюдал природу Вятского края, закладывая основы будущего творчества.

В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи, где быстро выделяется своим даром. Уже через три года его ученический этюд "Сосна на скале" приобретает Русский музей — редкий случай для студента.

Переехав в Петербург и поступив в Академию художеств, он сближается с единомышленниками — Александром Гине и Павлом Джогиным. Вместе они ездят на Валаам, в Сестрорецк, изучая северную природу. Именно в эти годы формируется его уникальный метод — сочетание точного рисунка с глубоким чувством природы.

Получив большую золотую медаль Академии, Шишкин отправляется в Европу. В Мюнхене он учится у знаменитых анималистов Адамов, в Цюрихе — у Рудольфа Коллера, в Дюссельдорфе создаёт картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", принёсшую ему звание академика. Его рисунки пером вызывают восхищение европейцев и выставляются рядом с работами таких мастеров как Ахенбах и Лессинг.

Но тоска по родине заставляет его досрочно вернуться в Россию. С этого момента начинается период расцвета — он путешествует по русским просторам, создаёт свои самые знаменитые полотна, становится активным участником Товарищества передвижных выставок.

В 1873 году Шишкин получает звание профессора за картину "Лесная глушь". Он становится признанным главой русской пейзажной школы, но не оставляет экспериментов — глубоко занимается гравюрой "царской водкой", создавая произведения, которые и сегодня поражают техническим совершенством.

Скоропостижная смерть 20 марта 1898 года застала художника за мольбертом — он умер от разрыва сердца во время работы над новой картиной. Похоронен в Санкт-Петербурге, где его прах позже перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Творчество

Иван Иванович Шишкин занимает одно из ведущих мест среди русских мастеров пейзажа. Во всех своих работах он проявляет глубокое знание растительного мира, точно передавая как общие черты, так и мельчайшие детали деревьев, кустарников и трав. Независимо от того, изображал ли он сосновый или еловый лес, отдельные деревья и их группы у него приобретали подлинный облик, без приукрашивания или умаления, отражая особенности почвы и климата, в которых они росли. Дубы и берёзы в его картинах отличаются высокой достоверностью — в листве, ветвях, стволах и корнях. Местность под деревьями — будь то камни, песок, глина, папоротники, сухие листья или валежник — в его произведениях выглядит как живая реальность.

Однако такая точная реалистичность иногда мешала восприятию его пейзажей: в ряде работ она затмевала общее настроение, превращая их в этюды, не всегда вызывающие у зрителя эмоциональный отклик. Критики отмечают, что, как и у многих выдающихся художников, у Шишкина мастерство формы превалировало над колоритом. Хотя цветовая гамма у него была сильной и гармоничной, она не всегда достигала уровня виртуозного рисунка. Поэтому его талант порой ярче проявляется в монохромных рисунках и офортах, чем в многоцветных полотнах.

В 1880-е годы Шишкин продолжает создавать картины, посвящённые жизни русского леса, лугов и полей, а также обращается к морским пейзажам Балтийского побережья. Основные черты его стиля сохраняются, но художник не стоит на месте: работы этого периода, такие как "Ручей в лесу (На косогоре)" (1880), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "В сосновом лесу" (1887), отличаются большей живописной свободой. В лучших произведениях этого времени отражаются общие тенденции русского изобразительного искусства, переработанные Шишкиным в индивидуальном ключе. Он с увлечением создаёт масштабные, эпические полотна, воспевающие просторы родной природы, стремясь передать её состояние, выразительность образов и чистоту палитры. В ряде работ он применяет тональную живопись, тщательно прорабатывая цветовые и световые переходы.

Картины Шишкина приобретали такие известные личности, как император Александр III ("Корабельная роща") и великий князь Павел Александрович ("Дубы", рисунок пером).

Кроме пейзажей, Шишкин создавал жанровые сцены, менее известные широкой публике, например, "Перед зеркалом. За чтением письма" и "Крестьянка, сходящая с лестницы".

Гравёр

Шишкин был профессиональным гравёром, создавшим, по данным исследователя Д. А. Ровинского, около 100 офортов, 68 оригинальных литографий (в том числе 22 рисунка пером на камне и 46 — карандашом на камне), а также 15 работ, относящихся к "цинкографическим опытам".

Первый офорт "Горная дорога" он выполнил в 1853 году, будучи студентом Московского училища живописи и ваяния. В 1863 году он познакомился с техникой офорта у швейцарца Рудольфа Коллера, а систематически начал работать в этой технике с конца 1860-х годов. В 1871 году Шишкин стал одним из основателей "Общества русских аквафортистов", созданного по инициативе Л. М. Жемчужникова и А. И. Сомова. Помимо традиционной иглы, он использовал мягкий лак, акватинту и сухую иглу. В 1861 году несколько его литографий были опубликованы в "Русском художественном альбоме" вместе с работами В. Г. Перова, А. Н. Волкова и Н. П. Петрова. В 1868 году вышли "Этюды с натуры пером на камне" с шестью литографиями. В мае 1873 года Шишкин подготовил и самостоятельно напечатал альбом "Гравюры на меди крепкой водкой И. И. Шишкина", включавший титульный лист и 10 офортов, среди которых такие миниатюры, как "У костра", "Задворки", "Лесные цветы" и "Перед грозой". Эти работы выполнены травленым штрихом, акватинтой и рулеткой. В 1870-х годах он экспериментировал с цинкографией — техникой "выпуклого офорта". Для журналов "Пчела", "Свет" и "Нива" он создал более двадцати автоцинкографий. В 1878 году вышел второй альбом "25 гравюр на меди И. И. Шишкина", подготовленный при помощи друга художника, пейзажиста И. В. Волковского.

В 1884–1885 годах А. Беггров издал два альбома с 24 фототипическими снимками угольных рисунков Шишкина. В 1886 году художник выпустил третий альбом "Офорты И. И. Шишкина. 1885–1886", включавший 26 новых гравюр. Позже эти работы были переизданы Марксом с добавлением нескольких новых офортов. Последний альбом — "60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина" — увидел свет в декабре 1894 года.

Награды

  • Орден Святого Станислава III степени (1867) — за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа".
  • Золотая медаль Первой Всероссийской выставки печатного дела (Санкт-Петербург) — за заслуги в области тиражной графики.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(