Барсова Инна Алексеевна

Барсова Инна Алексеевна - российский искусствовед, музыковед

10 сентября 1927г

Смоленская область, Смоленский район, Смоленск

Искусствовед, Музыковед

Российский музыковед, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ (1994).

Биография

Училась играть на фортепиано с семи лет.

Окончила в 1961 теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу И. В. Способина, в 1964 — аспирантуру у него же.

С 1964 преподаватель Московской консерватории (чтение симф. партитур на кафедре инструментовки).

Автор книг и статей по истории русской и зарубежной музыки.

Личная жизнь

Муж: ​​Сергей Ошеров - филолог, переводчик.

Научная деятельность

Инна Барсова в основном специализируется на изучении западноевропейской музыки. Многие из ее работ посвящены Густаву Малеру. Инна Барсова является членом Международного общества Густава Малера. Барсова также является автором многих статей для «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» (1980, 2001).

Основные публикации

  • Скрябин и русский симфонизм // Советская музыка. 1958. № 5. С. 65-71
  • Густав Малер. Письма. Воспоминания / Пер. с нем. С. А. Ошерова. М.: Музыка. 1964. 635 с.; 1968. [Составление; вступ. статья «Густав Малер. Личность, мировоззрение, творчество»; комментарии.]
  • Книга об оркестре. М.: Музыка. 1969. 231 с.; 1978
  • Практическое руководство по чтению симфонических партитур: Учеб. пособие для консерваторий. Вып. 1. М.: Музыка. 1969. 224 с. [Совместно с Ю. А. Фортунатовым.]
  • Ранние симфонии Густава Малера: Автореф. дисс. канд. иск. / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1970. 24 с.
  • Малер в контексте времени // Советская музыка. 1973. № 3. С. 69-77
  • Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М.: 1974. Статьи: Гросфатер (Стб. 76); Дестинова Э. (Стб. 203—204); Зембрих М. (Стб. 457—458); Камерная симфония (Стб. 674); Камерный оркестр (Стб. 675—676)
  • Обсуждаем симфонию А. Шнитке // Советская музыка. 1974. № 10. С. 14-16. [Под одним названием со статьями других авторов о Первой симфонии А. Шнитке.]
  • Камерный оркестр Пауля Хиндемита (Kammermusiken № 1-7) // Музыка и современность. Вып. 9 / Ред.-сост. Д. Фришман. М.: Музыка. 1975. С. 226—261
  • Симфонии Густава Малера: Монография. М.: Сов. композитор, 1975. 496 с. Аннот.: [Zusammenfassung] // Nachrichten zur Mahler-Forschung. 1 / Internationale Gustav Mahler Gesellsschaft. Wien, 1976
  • Александр Мосолов: двадцатые годы // Советская музыка. 1976. № 12. С. 77-87
  • Alexandr Mosolov: Dvacátá léta // Hudebni Rozhledy. 1977. № 11, 12; 1978. № 2
  • Малер Г. // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М., 1976. Стб. 414—420
  • Курт в диалоге наших дней // Советская музыка. 1977. № 8. С. 118—125. (Рец. на кн.: Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975)
  • Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство. 1978. 695 с. [Составление и комментарии. Совместно с С. А. Ошеровым.]
  • Книга о Берге // Советская музыка. 1978. № 8. С. 105—112. [Рецензия на кн.: Тараканов М. Е. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.]
  • Музыкальная энциклопедия. Т. 4. М., 1978. Статьи: Оркестр (Стб. 83-97); Партитура (Стб. 193—196)
  • Das Frühwerk von Alexandr Mosolov // Jahrbuch Peters. 1979 / Hg. von Ebernhard Klemm. Leipzig, 1980. S. 117—169
  • Ibid // Musik-Konzepte 37/38. Alexandr Skrjabin und die Skrjabinisten. II / Hg. von Heinz-Klaus Metzger und Rainer Riehn. München: edition text + kritik, 1984. S. 122—167
  • Раннее творчество Александра Мосолова (двадцатые годы) // Александр Мосолов. Статьи и воспоминания / Общ. ред. И. А. Барсовой; Сост. Н. К. Мешко. М., 1986. С. 44-122
  • The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. London: Macmillan; Washington: Grove’s Dictionaries of Music inc.; Hong Kong: DC Peninsula, 1980. Статьи: Gnesin M. F. (Vol. 7. P. 478—479); *Grechaninov A. T. (Vol. 7. P. 658—659. В соавт. с Э. Джералдом); Ippolitov-Ivanov M. M. (Vol. 9. P. 291); Kastal’sky A. D. (Vol. 9. P. 822—823); Mosolov A. V. (Vol. 12. P. 611—612); Polovinkin L. A. (Vol. 15. P. 52); Vasilenko S. N. (Vol. 19. P. 560—561)
  • Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М., 1981. Статьи: Струнный оркестр (Стб. 338—339); Трио-соната (Стб. 608—609); Tutti (Стб. 655—656)
  • Mahler und Dostojewski // Gustav Mahler Kolloquium / Red. Rudolf Klein. Kassel u. a.: Bärenreiter, 1981. (Österreichische Gesellschaft für Musik. Beiträge’ 79-81). S. 65-75
  • Малер и Достоевский // Музыка. Культура. Человек. Вып. 2 / Под ред. М. Мугинштейна. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. С. 115—131
  • Чтение партитур // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. М., 1982. Стб. 254
  • Портрет художника // Иностранная литература. 1983. № 3. С. 244—246. [В соавт. с С. А. Ошеровым. Рецензия на кн.: Бониш Ф. Жизнь Белы Бартока в фотографиях и документах. Будапешт, 1981.]
  • Сто лет спустя // Советская музыка. 1983. № 11. С. 112—120. (О Днях Рихарда Вагнера в ГДР, 7-13 февраля 1983 г.)
  • Библиотека музыканта // Музыка в СССР. 1984. № 3. Июль — сентябрь. С. 86-88. (Обзор новых нот и книг издательств «Музыка» и «Советский композитор»)
  • Музыкальная драматургия Четвертой симфонии Гии Канчели // Музыкальный современник. Вып. 5 / Ред. В. В. Задерацкий и др. М., 1984. С. 108—134
  • Музыка романтизма // Мир романтизма (живопись, рисунок): Каталог выставки. М.: Сов. художник. 1985. С. [9]-[20]
  • Опыт этимологического анализа: К постановке вопроса // Советская музыка. 1985. № 9. С. 59-66
  • Александр Мосолов. Статьи и воспоминания / Сост. Н. К. Мешко. М., 1986. 208 с. Общая редакция; статья «Раннее творчество Александра Мосолова (двадцатые годы)»
  • Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1984 / Отв. ред. Б. М. Кедров. Л.: Наука. 1986. С. 99-116
  • Мифологическая семантика вертикального пространства в оркестре Рихарда Вагнера // Проблемы музыкального романтизма: Сб. науч. трудов / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. Л.: 1987. С. 59-75
  • Проблемы малероведения 80-х годов: По материалам лейпцигского симпозиума // Советская музыка. 1987. № 2. С. 86-93
  • То же на нем. яз. // Kongressbericht zum IV. Internationalen Gewandhaus-Symposium «GUSTAV MAHLER. Leben — Werk — Interpretation — Rezeption». 11.-13. Oktober 1985 / Hg. von Steffen Lieberwirth. Leipzig, 1990. (Dokumente zur Gewandhausgeschichte. 5). S. 130—134
  • Легенда о художнике (Томас Манн и Густав Малер) // Музыка. Культура. Человек. Вып. 1 / Отв. ред. М. Мугинштейн. Свердловск, 1988. С. 128—148
  • Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня // Советская музыка. 1988. № 9. С. 66-73
  • Опыт анализа музыкального конструктивизма в связи с творчеством Александра Мосолова (социальная функция, место в контексте других искусств, оркестровая техника) // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда: Межвузовский сб. трудов (Вып. 9) / Отв. ред. В. М. Калужский. Новосибирск, 1988. С. 43-57
  • Творчество Александра Мосолова в контексте советского музыкального конструктивизма 1920-х годов // Россия — Франция. Проблемы культуры первых десятилетий XX века: Сб. статей / Общ. ред. И. Е. Даниловой. М., 1988. С. 202—220
  • Восьмая симфония Малера в России // Советская музыка. 1989. № 4. С. 55-60. [Рецензия на первое исполнение 25 декабря 1988 г. п/у Д. Китаенко.]
  • Из неопубликованных архивов Мосолова // Советская музыка. 1989. № 7. С. 80-92; № 8. С. 69-75. [Публикация, вступ. статья, комментарии.]
  • Новое в русской малериане // Советская музыка. 1990. № 2. С. 98-102. (Автограф письма Г. Малера в России; Встреча Малера с оркестром Мариинского театра в зеркале документов)
  • «…Самые патетические композиторы европейской музыки». Чайковский и Малер // Советская музыка. 1990. № 6. С. 125—132
  • То же на япон. яз. // New CF III-S. 1992. № 1. P. 177—182
  • Mahler — ein «Schüler» Čajkovskijs? // Internationales Čajkovskij-Simposium. Tübingen 1993: Bericht / Hg. von Thomas Kohlhase. Mainz u. a.: Schott, 1995. (Čajkovskij-Studien. Bd. 1) S. 51-56
  • Zum Formproblem bei Gustav Mahler // Kongreßbericht zum IV. Internationalen Gewandhaus-Symposium «GUSTAV MAHLER. Leben — Werk — Interpretation ndash; Rezeption». 11.-13. Oktober 1985 / Hg. von Steffen Lieberwirth. Leipzig, 1990. (Dokumente zur Gewandhausgeschichte. 5). S. 53-57
  • Das Schaffen Gustav Mahlers im Spiegel der russischen Kritik und Musikwissenschaft in der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts // Das Gustav-Mahler-Fest. Hamburg 1989. Bericht über den Internationalen Gustav-Mahler-Kongreß / Hg. von Matthias Theodor Vogt. Kassel u. a.: Bärenreiter, 1991. S. 267—277
  • Гёте И. В. Лирика. Переводы С. А. Ошерова. М., 1992. 113 с. [Составление.]
  • Орган в зеркале романтического оркестра. Австро-немецкая традиция // Музыкальная академия. 1993. № 2. С. 91-97
  • Малер сегодня // Музыкальная академия. 1994. № 1. С. 140—220. [Составление. Совместно с А. Бретаницкой.]
  • Неизвестные документы // Там же. С. 214—217. [Публикация, комментарии.]
  • «Трижды лишенный родины». Архетип еврейства в личности и творчестве Густава Малера // Там же. С. 177—181
  • «Россия промолчала…». К 100-летию со дня рождения Иосифа Шиллингера // Экспресс-хроника. 1995. 1 октября. № 32 (418)
  • Aleksander Mossolow — sein Leben und sein Schicksal // Verfemte Musik. Komponisten in den Diktaturen unseres Jahrhunderts: Dokumentation des Kolloquiums vom 9.-12. Januar 1993 in Dresden. Frankfurt/M. u. a.: Peter Lang, 1995. S. 177—182
  • Mahler und Russland // Muziek & Wetenschap: Dutch Journal for Musicology. Vol. 5 (1995/1996). Nr. 3. Gustav Mahler: the world listens / Ed. by Donald Mitchell and Henriette Straub. Amsterdam. S. 287—301
  • Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей»: 1934—1937 годы в жизни Дмитрия Шостаковича // Д. Д. Шостакович: Сб. статей. К 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб.: Композитор, 1996. С. 121—140
  • Between «Social Demands» and the «Music of Grand Passions». The Years 1934—1937 in the Life of Dmitry Shostakovich // Shostakovich in Context / Ed. by Rosamund Bartlett. Oxford University Press, 2000. P. 79-98
  • Русский музыкальный авангард 1920-х годов. Параллели и пересечения с немецкой музыкой // Москва — Берлин. 1900—1950: Каталог выставки. М.: Галарт; Берлин, Мюнхен: Престель, 1996. С. 167—171
  • Verdrängte Moderne. Russische Avantgardemusik in den zwanziger Jahren // Berlin — Moskau. 1900—1950. München; New York: Prestel, 1996. S. 167—171
  • Ars notandi. Нотация в меняющемся мире: Материалы науч. конференции, посвященной тысячелетнему юбилею Гвидо Аретинского. М., 1997. 124 c. [Науч. труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 17. Ред.-сост.]
  • Трактат Михаэля Преториуса «Syntagma musicum» как источник сведений по истории нотации // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире: Материалы науч. конференции, посвященной тысячелетнему юбилею Гвидо Аретинского. М., 1997. С. 51-63. [Науч. труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб.17.]
  • Миф о Москве-столице (1920—1930) // Музыкальная академия. 1997. № 2. С. 174—178
  • Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). М., 1997. 571 с.
  • Шостакович Д. Д. Светлый ручей: Комедийный балет в 3 д., 4 карт. Ор. 39: Перелож. для фортепиано автора / Общ. ред. М. Якубова. М.: DSCH. 1997. 232 с. [Подготовка текста; статья «„Светлый ручей“ — третий балет Дмитрия Шостаковича»; комментарии (совместно с М. Якубовым).]
  • «Светлый ручей» [Д. Шостаковича]. К истории создания. По следам нотных рукописей // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 51-58
  • «…Нигде лучше не приняли моего „Воццека“, чем в Ленинграде» // Музыкальная академия. 1998. № 3-4. Кн. 1. С. 141—144
  • Сотрудничество и переписка двух издательств: Universal Edition и Музсектора Гос-издата в 20-30-е годы: Взгляд из Вены // «Музыкальное приношение»: Сб. статей. К 75-летию Е. А. Ручьевской / Ред.-сост. Л. П. Иванова, Н. Ю. Афонина. СПб.: Канон. 1998. С. 240—258
  • Das Thema der Wanderschaft im Lied von Schubert und Mahler // Muzyka i lirika 9. Pie´s´n europejska miedzu romantyzmem a modernizmem. Studia pod redaktija; M. Tomaszewskiego. Akademia Muzyczna w Krakowie, 2000. S. 89-95
  • Густав Малер и венский сецессион // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций / Отв. ред. В. С. Ценова. М., 1999. С. 110—117. [Науч. труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 25.]
  • К 90-летию со дня рождения В. Д. Конен // Старинная музыка: Практика, аранжировка, реконструкция: Материалы науч.-практич. конференции / Ред.-сост. Р. А. Насонов, М. Л. Насонова. М.: Прест. 1999. С. 5-10
  • Поздний романтизм и антиромантизм в свете риторического типа творчества (опыт рассуждения) // Науковий вісник Национальної музичної академії України ім П. I. Чайковського. Вип. 6. Musicae ars et scientia: Книга на честь 70-річчя Н. О. Герасимової-Персидської / Сост. Е. С. Зинькевич. Киев, 1999. С. 202—218
  • Avancierte Musik in Moskau und St. Petersburg // Dresden und die avancierte Musik im 20. Jahrhundert. Teil I. 1900—1933 / Hg. von Matthias Herrmann und Hanns-Werner Heister. Laaber: Laaber, 1999. (Musik in Dresden. Bd. 4). S. 47-50
  • Mahler and Russia // The Mahler Companion / Ed. by Donald Mitchell and Andrew Nicholson. Oxford, 1999. P. 517—530
  • Воспоминание о Галине Ивановне Козловой // Галина Козлова. Музыкальное приношение: Воспоминания, статьи, материалы / Ред.-сост. Т. Н. Левая и Б. С. Гецелев. Н. Новгород, 2000. С. 73-74
  • Музыка Кшенека в России // Эрнст Кшенек в «Геликон-опере». 13-14-15 ноября 2000. К 100-летию со дня рождения / Сост. Ю. Полубелов. М., 2000. С. 23-30
  • Die Rezeption der deutsch-österreichischen Avantgarde in Russland (1911—1948) // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeinschaft an der *Technischen Universität Chemnitz. Heft 6 / Hg. von Helmut Loos und Ebernhard Müller. Chemnitz: Gudrun Schröder, 2000. S. 146—173
  • Ошеров С. А. Найти язык эпох. От архаического Рима до русского Серебряного века / 2001. 335 с. [Составление и общая редакция.]
  • The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd Edition / Ed. by Stanley Sadie. London: Macmillian, 2001. Статьи: Gnesin M. F. [Vol. 10. P. 64. В соавт. с Е. Двоскиной]; Goldenweiser A. B. [Vol. 10. P. 96-97. В соавт. с И. Ямпольским]; Grechaninov A. T. [Vol. 10. P. 325—326. В соавт. с Дж. Абрахамом]; Ippolitov-Ivanov M. M. [Vol. 12. P. 519—520]; Melkikh D. M. [Vol. 16. P. 347—348]; *Mosolov A. V. [Vol. 17. P. 182]; Podgaits Ye. I. [Vol. 19. P. 934—935]; Polovinkin L. A. [Vol. 20. P. 48]; Savenko S. I. [Vol. 22. P. 339—340]; Shebalin W. Ya. [Vol. 23. P. 244—246]; Sokolov I. G. [Vol. 23. P. 627—628]; Vasilenko S. N. [Vol. 26. P. 333—334]; Veprik A. M. [Vol. 26. P. 418—419. В соавт. с Д. Гойовы]
  • Католическая энциклопедия. Т. 1. М.: Изд-во францисканцев. 2002. Статьи: Вивальди А. (Стб. 955—956); Вилларт А. (Стб. 998—999); Габриели А. (Стб. 1158—1159); Габриели Дж. (Стб. 1159—1160); Гендель Г. Ф. (Стб. 1227—1229); Джезуальдо ди Веноза (Стб. 1605); Дворжак А. (Стб. 1556—1557)
  • Густав Малер и Арнольд Шёнберг — авторы оркестровых переложений // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра / Ред. Е. И. Чигарёва, Е. А. Доленко. М., 2002. С. 203—215. [Науч. труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 38.]
  • Музыка. Слово. Безмолвие // Слово и музыка: материалы научных конференций памяти А. В. Михайлова / Ред.-сост. Е. И. Чигарёва и др. М., 2002. С. 93-98. [Науч. труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 36.]
  • Ленинградская премьера оперы Альбана Берга «Воццек» в 1927 году / М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи. М.-Спб., 2003. C. 117—127
  • Inna Barsova. Opfer stalinistischen Terrors: Nikolaj Žiljaev // Friedrich Geiger / Eckhard John (Hrsg.). «Musik zwischen Emigration und Stalinismus. Russische Komponisten in den 1930-er und 1940-er Jahren». Verlag J. B. Metzler. Stuttgart. Weimar. 2004. S. 140—157
  • Wolfgang Mende. «Die Macht der Zensur war total». Ein Gespräch mit Inna Barsova. Verlag J. B. Metzler. Stuttgart. Weimar. 2004. Derselbe S. 12-18
  • «Автограф Густава Малера» «Lieder eines fahrenden Gesellen» (к проблеме творческого процесса в инструментовке) // Процессы музыкального творчества. Вып. 8. Сб. трудов № 166. Ред.-сост. Е. В. Вязкова. М., 2005, С. 94-132
  • Между Россией и Европой. В начале была Harmoniemusik // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Том 1. Отв. ред. — Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина. М., 2006. C. 120—126
  • Густав Малер. Письма / Сост. и коммент. И. А. Барсовой и Д. Р. Петрова. СПб., 2006
  • Отрывок из воспоминаний // А. Л. Локшин — композитор и педагог. М., 2006. C. 47-48
  • Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века. СПб, 2007
  • Бах — Шенберг: Две хоральные прелюдии И. С. Баха в оркестровой обработке А. Шенберга // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2. М., 2007. С. 167—197
  • Густав Малер — аналитик партитуры // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. М., 2009
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2024

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(