6 апреля 1812г - 21 мая 1885г
Белгородская область, Борисовский район, Борисовка
Русский хоровой дирижёр, педагог и музыкальный деятель, чья жизнь стала примером восхождения от крепостного музыканта до основателя национальной хоровой школы.
Родился 25 марта (6 апреля) 1812 года в семье крепостного крестьянина. Получил вольную от графа Д. Н. Шереметева и прошёл путь от певчего до руководителя знаменитой шереметевской капеллы (1850—1872), став признанным мастером хорового искусства.
Важнейшей заслугой Ломакина стало соучредительство Бесплатной музыкальной школы вместе с М. А. Балакиревым в 1862 году, которая давала музыкальное образование широким слоям населения. Он также десятилетиями преподавал пение в ведущих учебных заведениях Санкт-Петербурга: Императорской Придворной капелле, Александровском лицее, Пажеском корпусе и других.
Особый интерес представляет его работа с церковным хором Императорского училища правоведения, где в то время учился Пётр Чайковский. Факт совместной работы будущего великого композитора и опытного дирижёра открывает пространство для исследований о возможном влиянии Ломакина на становление Чайковского.
Среди учеников Ломакина — целая плеяда известных музыкантов, включая композитора А. К. Лядова и певицу А. Я. Петрову-Воробьёву. Его наследие живёт в традициях русской хоровой культуры, которую он формировал на протяжении всей своей жизни.
Умер 9 (21) мая 1885 года.
Композиторское творчество Гавриила Якимовича Ломакина было неразрывно связано с его педагогической и дирижёрской деятельностью. Он оставил богатое наследие, включающее более 60 романсов на стихи величайших русских поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. А. Дельвига. Значительное место в его работе занимали обработки народных песен и создание духовной музыки, вершиной которой стали масштабные циклы "Всенощное бдение" и "Литургия", изданные в 1884 году.
Высокое признание его таланта со стороны современников подчёркивает тот факт, что сам Михаил Глинка посвятил Ломакину два своих романса: "Пью за здравие Мери" и "Не требуй песен от певца".
Не менее важной частью наследия Ломакина являются его методические труды, которые заложили основы массового музыкального образования в России. Его "Руководство к обучению пению в народных школах" (1866) и "Краткая метода пения" (1878) стали фундаментальными пособиями для педагогов.
По совету критика Владимира Стасова Ломакин создал "Автобиографические записки", которые были опубликованы после его смерти и остаются ценнейшим источником сведений о музыкальной жизни России XIX века.
В 1889 году, спустя всего четыре года после его кончины, имя Ломакина было высечено на аттике здания Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Он занял почётное место в ряду семи величайших музыкальных деятелей России, таких как Дмитрий Бортнянский, Михаил Глинка и Алексей Львов.