6 сентября 1928г - 3 мая 2002г
Московская область, Московская агломерация, Москва
Артист, Дирижёр, Композитор, Пианист, Публицист
Российский дирижёр, композитор и пианист.
Евгений Светланов происходил из семьи музыкантов, члены которой работали в Большом театре. В раннем возрасте он выбрал музыкальную карьеру и изучал композицию, дирижирование и фортепиано в Московской консерватории, где до 1955 года его обучали дирижированию Александр Гаук и композиции Юрий Шапорин, а также в Институте Гнесиных, где Михаил Гнесин преподавал ему композицию до 1951 года. Еще в конце 1940-х годов Светланов обратил на себя внимание как композитор. В 1953 году он дирижировал своей первой оперой в Большом театре и начал двухлетнее сотрудничество с Симфоническим оркестром Московского радио. В 1955 году был принят на работу ассистентом в Большой театр, где сделал блестящую карьеру и в конечном итоге стал главным дирижером с 1962 по 1965 год, а в 1999 году — почетным дирижером. В 1965 году он занял пост главного дирижера Государственного симфонического оркестра СССР. Под его руководством этот оркестр, с 1991 года именуемый Государственным академическим симфоническим оркестром России, окончательно стал одним из ведущих симфонических оркестров Советского Союза. Светланов руководил оркестром на протяжении 35 лет и был его самым важным и влиятельным дирижером.
В 1979 году стал главным приглашенным дирижером Лондонского симфонического оркестра, а в 1992 году — главным дирижером резиденции оркестра в Гааге. Регулярно дирижировал другими зарубежными оркестрами. Его блестящая карьера на посту главного дирижера Российского государственного академического симфонического оркестра внезапно оборвалась в 1999 году, когда Светланов был уволен министром культуры России.
В 1972 году Светланову была присуждена Ленинская премия, а в 1983 году — Государственная премия Советского Союза. В 1968 году он был награжден орденом Ленина, а в связи с 70-летием — орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени. Астероид (4135) Светланов, открытый 14 августа 1966 года, с 1991 года носит его имя.
Светланов — один из величайших русских дирижеров всех времен. В юном возрасте он решил записать антологию русской оркестровой музыки. Будучи главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР, он всесторонне реализовал этот проект посредством многочисленных записей русской музыки. Едва ли найдется хоть одно русское оркестровое произведение XIX — начала XX века, которое не записал бы Светланов. Он также был чрезвычайно открыт для нового репертуара, дирижируя многочисленными премьерами и записями произведений. Выдающимися проектами были, в частности, полная запись симфоний Чайковского, которая произвела фурор и на Западе, а также первая и пока единственная полная запись всех 27 симфоний и других оркестровых произведений Николая Мясковского, композитора, который был особенно дорог Светланову.
Однако он не ограничивался русской музыкой, а исполнял также многочисленные иностранные произведения. Особое внимание привлекли его записи симфоний Густава Малера. Дирижерский стиль Светланова характеризовался всесторонним знанием произведений и тщательностью. Он всегда тщательно исследовал произведения до их пределов. Его интерпретации характеризуются интенсивностью экспрессии, драматической силой и захватывающим, увлекающим подходом Светланова к музыке. Всего Светланов записал около 2000 произведений только с Государственным симфоническим оркестром СССР.
Светланов был очень консервативным композитором и часто занимал значительно менее современные позиции в своих собственных произведениях, чем в произведениях других композиторов, которые он исполнял. Его произведения уходят корнями в русские традиции и часто вдохновляются русской народной музыкой. В отдельных произведениях Светланов также интересовался народной музыкой других стран, таких как, например, Испания. По его собственным словам, его вдохновляли Николай Мясковский (хотя он развивал гораздо более эффективный и популярный стиль, чем последний), Сергей Рахманинов и ритмическая лаконичность Дмитрия Шостаковича, чье влияние в остальном оставалось довольно незначительным. Светланов всегда считал себя прежде всего композитором и был разочарован тем, что публика воспринимала его прежде всего как дирижера.
Светланов был также блестящим пианистом. Посвятил себя в первую очередь творчеству Николая Метнера и собственным сочинениям. Однако на публике в качестве пианиста появлялся лишь изредка. Он пользовался большим спросом у коллег-композиторов, когда дело доходило до представления новых оркестровых произведений Союзу советских композиторов, первоначально для фортепиано. Скрупулезность и эмоциональность, отличавшие его как дирижера, нашли отражение и в его игре на фортепиано.