4 сентября 1875г - 13 сентября 1946г
Ленинградская область, Санкт-Петербург, Павловск
График, Живописец, Скульптор, Художник
Русский график, живописец, скульптор, мозаичист и иллюстратор, стилистически связанный с объединением "Мир искусства".
Лансере родился в Павловске, пригороде Санкт-Петербурга. Он происходил из известной русской творческой семьи французского происхождения. Его отец, Евгений Александрович Лансере, был скульптором. Его дед Николай Бенуа и дядя Леон Бенуа были известными архитекторами. Другой дядя, Александр Бенуа, был уважаемым художником, художественным критиком, историком и защитником памятников. Его прадед был русским композитором, родившимся в Венеции, Катерино Кавосом. Братья и сестры Лансере также были наследниками этой художественной традиции. Его сестра, Зинаида Серебрякова, была художницей, а брат Николай — архитектором. Его двоюродная сестра Надя Бенуа была матерью Петра Устинова.
Его отец Евгений Лансере, тоже художник, умер рано, в сорок лет; когда мальчику было одиннадцать лет. Однако пример отца, воспоминания обо всем, что было связано с его жизнью и творчеством, повлияли на формирование личности будущего художника. Уже будучи зрелым и опытным мастером, Евгений Лансере отмечал, что "поиски правильного бытового жеста, интерес к этнографической характеристике персонажей", наконец, "влечение к Кавказу" были получены им от отца "как наследственность", свойственная его творчеству.
Детство художника прошло на Украине, в небольшом имении отца Нескучное. После смерти Евгения Лансере, отца художника, мать с детьми переехала в Петербург, в отцовский дом, известный в художественных кругах как "Дом Бенуа у Николы Морского".
Первые уроки рисования Лансере получил в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге с 1892 по 1896 год у Яна Ционглинского и Эрнста Фридриха фон Липгарта. Затем он отправился в Париж, где продолжил обучение в Академии Коларосси и Академии Жюлиана в период с 1896 по 1899 год.
Вернувшись из Франции в Россию, Лансере присоединился к "Миру искусства" — влиятельному русскому художественному движению, вдохновленному одноименным художественным журналом, основанным в 1899 году в Санкт-Петербурге. Среди других видных членов "Мира искусства" были дядя Лансере Александр Бенуа, Константин Сомов, Вальтер Нувель, Леон Бакст и Дмитрий Философов.
Как и другие представители "Мира искусства", он был очарован "искрящейся пылью" искусства рококо и часто обращался за вдохновением к русской истории и искусству XVIII века.
Евгений Лансере был моложе мастеров "Мира искусства" и поначалу выступал их учеником. Его творческий метод и эстетические взгляды формировались под влиянием и руководством Бенуа, хотя по некоторым сторонам своего таланта Лансере, возможно, и превосходил своих учителей. Первые значительные работы в области станковой живописи и графики были созданы им в конце 1890-х — начале 1900-х годов. Основные творческие интересы художника были обращены в это время к "историческому", преимущественно архитектурному пейзажу.
Самая известная роспись Лансере находится на потолке Казанского вокзала в Москве (1933-1934). Помимо места и масштаба, отличительной особенностью этой работы является то, что она выполнена темперой, столь любимой художником. Но он работал с разными медиа, и сфера его деятельности включала не только монументальное искусство, но и изобразительное искусство, графику, иллюстрацию и театральные декорации. Впервые Лансере занялся работой в театре в начале 1900-х годов, отдав дань увлечению театральной живописью, которое было свойственно почти всем представителям старшего поколения группы "Мир искусства".
Лансере был единственным видным представителем "Мира искусства", кто остался в России после Революции 1917 года. Будучи представителем традиционной живописи (не авангардного течения) и буржуазии, он долгое время не пользовался большим спросом у новой советской власти. Даже его сестра нашла революционную среду чуждой своему искусству и в 1924 году бежала в Париж.
Сам Лансере ненавидел новый советский режим, в котором ему пришлось существовать после 1917 года. Это было связано с его собственным пониманием исторического пути России и массовыми притеснениями его родственников и близких друзей (некоторые из них эмигрировали, а некоторые были убиты). В феврале 1932 года он оставил запись в своих дневниках: "Происходит невероятное обнищание. Конечно, это и есть цель правительства — довести всех и вся до нищеты, так как с бедными и голодными легче управляться".
Лансере покинул Санкт-Петербург в 1917 году и провел три года в Дагестане, где увлекся восточной тематикой. Его интерес усилился во время поездок в начале 1920-х годов в Японию и Анкару, Турция. В 1920 году он переехал в Тифлис, Грузия. Во время своего пребывания в Грузии он преподавал в Тбилисской государственной академии художеств (1922–1934) и иллюстрировал кавказские повести Льва Толстого. Среди его учеников был Аполлон Кутателадзе.
В 1934 году Лансере покинул Грузию и обосновался в Москве, где занялся оформлением Казанского вокзала и гостиницы "Москва". В этот же период Лансере работал и как театральный художник.
За три года до смерти он был удостоен Сталинской премии, а в 1945 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Умер в Москве в возрасте 71 года.
Одной из самых известных работ Лансере является роспись Казанского вокзала (1932–1934 и 1944–1946).
Щусев, известный русский архитектор и частый персонаж дневников Лансере, отвечал за весь процесс с самого начала. В 1916 году Щусев, Бенуа, Серебрякова, Лансере были наняты для проектирования декораций и росписей Казанского вокзала, но революция прервала эти планы.
В 1932 году в СССР была проведена государственная реформа архитектуры, и канонической стала "сталинская" архитектура с ее монументальным стилем. Лансере, опытный художник-монументалист с консервативными взглядами, был приглашен из Тбилиси в Москву для продолжения работы над декором Центрального вокзала. Он отвечал за расположенный внутри ресторан. В картинах 1932–1934 годов Лансере стремился показать особенности каждого изображенного региона. Например, Мурманск изображает оживленное судно с экипажем, а Крым изображает улыбающуюся татарку на фоне ясного неба, экзотических деревьев и работающего плотника.
В тридцатые годы ему удалось завершить такие фрески, как "Строительство Москвы", "Мурманск", "Крым" и другие.
Из-за нерегулярной конструкции здания, высоких потолков и непредсказуемого света художник столкнулся с трудностями, чтобы сделать картину яркой и заметной. Помимо места и масштаба, отличительной чертой этой работы является то, что она была выполнена темперой. Художник также предпочитал писать на холсте, который затем крепился к потолку. Но, в то время как Лансере был разочарован его ненадлежащим использованием техники, члены Комитета не были по-настоящему удовлетворены сюжетом картин Лансере.
Позже они говорили, что в его проектах не хватает "глубокой социалистической" идеи, и обвиняли его в использовании слишком большого количества абстрактных символов и аллегорий. Лансере продолжал работать над этими монументальными картинами и после окончания войны. После его смерти другим художникам пришлось доделывать работу по оставленным им эскизам.
Сегодня эта часть здания используется как улучшенный зал ожидания, где пассажиры, купившие билеты бизнес-класса, могут ожидать отправления. В канун каждого Нового года здесь возводится сцена, на которой показывают детские спектакли и играют музыкальные концерты.
В 1932 году Лансере завершил две свои монументальные работы во Дворце культуры "Железнодорожник" (ныне "Центральный дом культуры и техники Южной железной дороги") в Харькове. Одна из них называется "Партизаны Кавказа салютуют Красной Армии", а другая — "Встреча комсомольцев с крестьянами Крыма".
Со временем росписи обветшали и часто были скрыты за тканью. В связи с Евро-2012 их отреставрировали. Эти две фрески — единственные сохранившиеся в Украине монументальные работы Евгения Лансере и единственные образцы фресок 1930-х годов, которые есть в Харькове. Хотя в Харькове в довоенный период было много настенных росписей, почти все они либо погибли во время войны, либо исчезли во время ремонтов, либо были намеренно уничтожены.
После принятия в 2015 году в Украине Закона о декоммунизации эти фрески Лансере в Харькове оказались под угрозой уничтожения. Было проведено общественное обсуждение по их сохранению. Поскольку визуально работа не могла быть истолкована как прямая коммунистическая пропаганда, чиновники обратились к государству с просьбой придать ей статус культурного наследия. В случае одобрения эти произведения Лансере станут первыми образцами монументальной живописи, которые будут защищены украинским государством.