9 апреля 1925г - 9 августа 2016г
Свердловская область, Екатеринбург
Советский и американский скульптор, график, философ искусства, одна из наиболее значительных и противоречивых фигур в мировом искусстве второй половины XX века, чьё творчество стало символом внутренней свободы и интеллектуального сопротивления.
Родился в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного и поэтессы Беллы Абрамовны Дижур. С ранних лет проявил художественные способности, участвуя во Всесоюзных конкурсах детского творчества (1939-1942). В 1942 году поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской академии художеств, находившуюся в эвакуации в Самарканде, однако обучение было прервано призывом в Красную армию.
В августе 1942 года Неизвестный был направлен в 1-е Туркестанское пулемётное военное училище, после окончания которого в звании младшего лейтенанта отправлен на фронт. Командуя стрелковым взводом в составе 86-й гвардейской стрелковой дивизии, участвовал в тяжелейших боях на 2-м и 3-м Украинских фронтах, включая штурм Будапешта. 22 апреля 1945 года в Австрии получил тяжёлое, несовместимое с жизнью ранение в грудь штыком немецкого солдата. Был оставлен на поле боя и посмертно награждён орденом Красной Звезды, который ему вручили лишь четверть века спустя. Чудом выжив после нескольких операций, три года ходил на костылях, борясь с хроническими болями и наркотической зависимостью от морфия. Фронтовой опыт, столкновение со смертью и физическое страдание стали фундаментальными темами его последующего искусства, наполнив его экзистенциальной мощью.
После войны Неизвестный продолжил художественное образование: в 1946-1947 годах обучался в Академии художеств Латвийской ССР в Риге, а с 1947 по 1954 год — в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, параллельно посещая лекции на философском факультете МГУ. Уже в студенческие годы его работы были отмечены высокими наградами и приобретены ведущими музеями страны. С 1955 года — член Союза художников СССР (исключён в 1962 году). Переломным моментом в его советской карьере стало печально известное посещение Никитой Хрущёвым выставки "30 лет МОСХа" в Манеже 1 декабря 1962 года. Генеральный секретарь, увидев новаторские, экспрессивные работы Неизвестного, обрушился на скульптора с грубой критикой, назвав его творения "дегенеративным искусством". Этот публичный конфликт, однако, не сломил художника, а, напротив, укрепил его репутацию как нонконформиста. Ирония судьбы проявилась позже, когда по просьбе семьи Хрущёва именно Неизвестный создал выразительный надгробный памятник бывшему лидеру на Новодевичьем кладбище (1974), ставший одной из его самых известных работ.
Несмотря на идеологическое давление, в 1960-е — первой половине 1970-х годов Неизвестный создал ряд монументальных произведений, ставших знаковыми для советского публичного пространства: гигантский рельеф "Прометей" в "Артеке" (1966), грандиозный памятник "Цветок лотоса" у Асуанской плотины в Египте (1971), масштабный рельеф в Московском институте электронной техники в Зеленограде (1974). Однако постоянные цензурные ограничения и невозможность свободно выставляться привели его к решению об эмиграции. В 1976 году, после трёх лет в статусе "отказника", он покинул СССР, жил в Цюрихе, а с 1977 года обосновался в Нью-Йорке. На Западе он получил международное признание, преподавал в Колумбийском и Орегонском университетах, был избран членом нескольких европейских академий. После распада СССР Неизвестный активно работал для новой России: создал памятник жертвам репрессий "Маска скорби" в Магадане (1996), монумент "Память шахтёрам Кузбасса" в Кемерове (2003), установил скульптуру "Древо жизни" в Москве (2004). В 1995 году был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Последние годы жизни, омрачённые болезнью и финансовыми трудностями, провёл в Нью-Йорке, где и скончался в возрасте 91 года. Отпевание прошло в православном соборе на Манхеттене, похоронен на Шелтер-Айленд.
Его искусство, балансирующее на грани фигуративности и абстракции, пронизано духом экзистенциализма и обращено к фундаментальным вопросам человеческого бытия: жизни и смерти, страдания и преодоления, конфликта духа и материи. Центральной, сквозной темой, к которой он возвращался на протяжении всей жизни, стал образ "Древа жизни" — грандиозного синтеза искусства, науки и религии, космогонического символа, в кроне которого сплетаются библейские сюжеты, портреты мыслителей и космонавтов, математические и мистические символы. Этот монументальный проект, над которым мастер работал с 1956 года, воплотился в итоге в бронзовой скульптуре, установленной в Москве.
В своих ранних работах Неизвестный, отталкиваясь от военного опыта, создал пронзительную серию "Война — это…" (1950-е), где деформированные, фрагментированные тела передают ужас и абсурд насилия. Апогеем этой темы стала скульптура "Мёртвый солдат" (1957) — трагический и героический образ павшего воина, чья рука, уже окостеневшая, всё ещё сжата в последнем усилии. Другим ключевым циклом стали "Кентавры" — метафора внутреннего раздвоения современного человека, разрывающегося между животным началом и духовными устремлениями. В образах "Механического человека" (1961-1962), "Самоубийцы" (1958), "Адама" (1962-1963) скульптор исследовал предельные состояния человеческой души, кризис идентичности в технократическом мире.
Стиль Неизвестного характеризуется титанической, "титанической" пластикой, динамичной деформацией формы, сочетанием грубой фактуры и отточенных деталей. Он предпочитал работать с бронзой для камерных вещей и с бетоном для монументальных сооружений. Его графическое наследие, включающее иллюстрации к "Божественной комедии" Данте и "Преступлению и наказанию" Достоевского, отличается не меньшей экспрессией и философской насыщенностью. Даже в наградной сфере он оставил свой след, создав знаменитую статуэтку Орфея для премии ТЭФИ (1994).