Зеленин Дмитрий Константинович

Зеленин Дмитрий Константинович - российский фольклорист, этнограф

2 ноября 1878г - 31 августа 1954г

Удмуртия, Завьяловский район, Люк

Фольклорист, Этнограф

Русский и советский этнограф, фольклорист, диалектолог, член-корреспондент Академии наук СССР (1925), доктор филологических наук, профессор. Один из крупнейших отечественных славистов, создатель классической концепции восточнославянской этнографии, чьи фундаментальные труды по материальной и духовной культуре, диалектологии и народной поэзии заложили основу для системного изучения русского, украинского и белорусского народов.

Биография

Родился в семье бедного сельского псаломщика. Несмотря на крайнюю нужду, проявил выдающиеся способности и окончил Вятскую духовную семинарию (1898), после чего поступил на историко-филологический факультет Императорского Юрьевского (ныне Тартуского) университета, который окончил в 1904 году. Университетская среда, где преподавали такие светила, как языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ, сформировала его как учёного-энциклопедиста. С самого начала научной деятельности его интересы были сосредоточены на родном Вятском крае. Он активно сотрудничал с Вятской учёной архивной комиссией, публикуя первые статьи и собирая богатейший диалектологический и фольклорный материал в экспедициях.

Магистерская диссертация "Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации" (1913) стала образцом комплексного подхода, где лингвистические данные рассматривались в неразрывной связи с историей расселения. В этой работе он впервые обосновал тезис о четырёхчленном диалектном и этнографическом членении восточных славян (северные и южные великороссы, украинцы, белорусы), противопоставив его господствовавшей тогда концепции трёх народностей. За совокупность трудов по этнографии Русское географическое общество наградило его в 1912 году Большой золотой медалью.

С 1915 года Зеленин начал преподавать в Петроградском университете, а в 1916 году возглавил кафедру русского языка и словесности в Харьковском университете, где также заведовал кабинетом славяно-русской филологии и участвовал в создании этнографической экспозиции Музея Слободской Украины (ныне Харьковский исторический музей). В 1925 году он вернулся в Ленинград, где был избран членом-корреспондентом АН СССР и назначен профессором кафедры этнографии Ленинградского университета. С 1926 по 1949 год он работал в Институте антропологии и этнографии АН СССР (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого — Кунсткамера), участвуя в экспедициях в Казахстан, на Алтай и в Приуралье.

Поздний период его жизни и научной карьеры был омрачён идеологическим давлением. Несмотря на попытки адаптироваться к господствовавшей теории академика Н. Я. Марра ("новое учение о языке") и вынужденное использование марксистской риторики, его обвиняли в "буржуазном объективизме", "великорусском шовинизме" и "расизме" за стремление показать этнокультурное своеобразие народов. В результате с конца 1940-х годов он был практически отлучён от печати. Его последние рукописи после смерти не были найдены, что стало невосполнимой утратой для науки.

Скончался Дмитрий Константинович Зеленин в Ленинграде в 1954 году, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Научная деятельность

Он является автором более 400 работ. В дореволюционный период его труды были посвящены преимущественно материальной культуре и диалектам восточных славян. Его монографии "Русская соха, её история и виды" (1907) и "Очерки русской мифологии. Вып. 1: Умершие неестественной смертью и русалки" (1916) стали классическими. В последней он ввёл в научный оборот и детально исследовал ключевое для понимания народной демонологии понятие "заложные покойники" — умершие не своей смертью, становящиеся нечистой силой.

Вершиной его научного творчества стала капитальная монография "Восточнославянская этнография", впервые изданная на немецком языке в Лейпциге в 1927 году в серии "Очерки славянской филологии и истории культуры", которую курировал славист Макс Фасмер. Это был первый в мировой науке систематический свод знаний о быте, хозяйстве, жилище, одежде, семейном и общественном укладе, верованиях и обрядности русских, украинцев и белорусов, основанный на колоссальном фактическом материале. Книга вывела отечественную этнографию на мировой уровень и до сих пор остаётся незаменимым справочником. На русском языке она была опубликована лишь в 1991 году.

Зеленин внёс огромный вклад в фольклористику. Он подготовил и издал фундаментальные собрания сказок: "Великорусские сказки Пермской губернии" (1914) и "Великорусские сказки Вятской губернии" (1915), которые до сих пор служат важнейшим источником для исследователей (их активно использовал, например, Владимир Пропп). Он одним из первых обратил серьёзное научное внимание на частушку, оценив её эстетическое и социальное значение.

В 1930-е годы, под влиянием функционального метода своего ученика Петра Богатырёва, он обратился к сравнительному изучению шаманизма. Его монография "Культ онгонов в Сибири" (1936) стала первым в мировой науке комплексным исследованием феномена онгонов — предметов-вместилищ духов у народов Сибири, положив начало отечественной школе изучения сибирского шаманизма.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(