1 марта 1937г - 24 декабря 2013г
Башкортостан, Баймакский район, Баймак
Живописец, Портретист, Скульптор, Художник
Российский живописец и скульптор, член-корреспондент РАХ. Создатель монументальных циклов "Сабантуй", "Кентавры", триптиха "Эпохи и люди". Лауреат Государственной премии РТ имени Тукая, обладатель золотой медали РАХ.
Родился 1 марта 1937 года в башкирском рабочем посёлке Баймак, в семье, где искусство было неотъемлемой частью жизни — его мать Ямиля Абитаева служила актрисой в местном театре. Жизненный путь будущего художника складывался непросто: после работы забойщиком в шахте Североуральского бокситового рудника в 1957 году и службы в армии, он осознал своё истинное призвание. С 1960 по 1965 год Абзгильдин получал профессиональное образование в Казанском художественном училище, а затем продолжил совершенствовать мастерство в престижном Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, который окончил в 1970 году под руководством опытного педагога К. А. Тутеволь.
С 1970 года творческая биография Абзгильдина неразрывно связана с Казанью, где он быстро вошёл в художественную элиту республики. Уже в 1971 году он стал членом правления Союза художников ТАССР, а в 1980-1983 годах занимал пост заместителя председателя правления. В 1993 году художник возглавил Союз художников Республики Татарстан.
Знаковыми в творчестве мастера стали масштабные циклы работ, создававшиеся на протяжении десятилетий. Цикл "Сабантуй" (1970-2001) представляет собой многогранное осмысление национального праздника через призму современного искусства. В серии "Цветы и женщины" (1981-1985) художник исследует тему вечной женственности, а в цикле "Кентавры" (1974-1995) обращается к античной мифологии, переосмысливая её в контексте современности.
Особое место в творчестве Абзгильдина занимают монументальные работы. Триптих "Эпохи и люди" (1985-1992) и композиция "Властелины ума" (1991-1996) демонстрируют его способность к созданию сложных философских произведений большого формата. Художник также успешно работал в жанре портрета, создав галерею образов выдающихся современников — от искусствоведа М. В. Алпатова до дирижёра Г. фон Караяна, от классика татарского искусства Б. Урманче до композитора С. Губайдуллиной.
Значителен вклад Абзгильдина в монументальное искусство Казани. Его настенные росписи "Революция" в Молодёжном центре (1972-1973) и "История моды" в Доме моды (1975) стали неотъемлемой частью художественного облика города.
Произведения художника хранятся в коллекциях Башкирского государственного художественного музея, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, а также в частных собраниях России и зарубежья.
В 1986 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Татарской АССР, а в 2002 году — заслуженного художника Российской Федерации. Высоким признанием его творчества стало присуждение Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая в 1997 году и премии Министерства культуры Республики Татарстан имени Баки Урманче.
Российская академия художеств отметила мастера серебряной медалью, а в 2012 году удостоила его высшей ведомственной награды — золотой медали. В 2007 году Абзгильдин был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств.