27 июля 1964г - 4 июля 2000г
Советский и российский музыкант, также известный как Юрий Хой, основатель группы "Сектор Газа". Альбомы "Зловещие мертвецы" и "Ядрёна вошь" взорвали андеграунд, а песни ("Туман", "Демобилизация", "Колхозный панк") с их жёсткой лексикой и фольклорной основой вошли в городской фольклор.
Юрий Клинских родился 27 июля 1964 года в Воронеже в рабочей семье. Его отец, Николай Митрофанович, был инженером на Воронежском авиационном заводе и увлекался стихосложением, что оказало влияние на сына. Окончив среднюю школу №30 в 1981 году, Юрий работал на заводе, отучился на шофёра в ДОСААФ и в 1982 году был призван в армию, где служил механиком-водителем танка на Дальнем Востоке.
После демобилизации в 1984 году он пять лет проработал инспектором ГАИ в Воронеже, заработав репутацию принципиального и неподкупного сотрудника. Впоследствии сменил ряд профессий: был фрезеровщиком, оператором станка с ЧПУ, грузчиком. Музыкальное творчество долгое время оставалось для него хобби. Он самостоятельно освоил гитару, а его ранние увлечения западным рок-н-роллом, отечественным роком (в частности, "Гражданской обороной") и мистической литературой сформировали его уникальный творческий почерк.
Толчком к публичной деятельности стало открытие Воронежского рок-клуба в 1987 году. 5 декабря того же года состоялось его первое публичное выступление. К лету 1988 года вокруг сольного проекта Клинских, названного "Сектор Газа" (по прозвищу неблагополучного района Воронежа), сформировался первый электрический состав. Псевдоним "Хой" закрепился за ним благодаря его фирменному выкрику на концертах, позаимствованному, по его словам, у Егора Летова.
Жизнь музыканта трагически оборвалась 4 июля 2000 года в Воронеже при не до конца выясненных обстоятельствах (официально — остановка сердца на фоне проблем с печенью). Его последний прижизненный альбом "Восставший из Ада" вышел уже посмертно.
Творчество Юрия Хоя и группы "Сектор Газа" представляет собой уникальный социокультурный феномен, синтезировавший традиции городского фольклора, рок-музыки и "чёрного" юмора. Его ранние альбомы — "Зловещие мертвецы" (1990) и "Ядрёна вошь" (1990) — взорвали информационный вакуум поздней перестройки. Используя простые, запоминающиеся мелодии, зачастую основанные на известных русских народных или эстрадных темах, и насыщенные жаргонной, а подчас и нецензурной лексикой тексты, Клинских создал беспрецедентно откровенную хронику жизни социальных низов.
Его песни, которые сам музыкант и критик Артемий Троицкий определял как "экстремальную неформальную народную музыку", затрагивали запретные темы: алкоголизм, наркомания, милицейский произвол, тюремный быт, секс, мистика и загробная жизнь ("Казачья", "Туман", "Колхозный панк", "Демобилизация"). Несмотря на маргинальный имидж, за грубой оболочкой часто скрывалась тонкая социальная сатира, сочувствие к "маленькому человеку" и даже своеобразная романтика.
Группа существовала практически в андеграунде, не имея доступа к центральному телевидению и радио, а её альбомы распространялись через магнитоиздат и пиратские кассеты, что лишь усиливало мифологизацию образа Хоя. "Сектор Газа" стал голосом целого поколения, переживавшего крах СССР и хаос 1990-х. В поздний период творчества (альбомы "Газовая атака", "Восставший из Ада") лексика стала менее обсценной, а звучание — более тяжёлым и мрачным.
Наследие Юрия Хоя колоссально: несмотря на критику со стороны музыкальных пуритан, его песни стали частью современного городского фольклора, а сам он — объектом поклонения, сравнимого с культом Виктора Цоя. Фраза "Хой жив!", начертанная на его могиле и стенах по всей стране, символизирует не угасающую популярность его творчества, которое продолжает находить отклик у новых поколений слушателей.