28 февраля 1922г - 28 октября 1993г
Ленинградская область, Санкт-Петербург
Советский литературовед, культуролог, основоположник Тартуско-московской семиотической школы, совершивший революцию в гуманитарных науках. Широкой публике он известен благодаря телециклу "Беседы о русской культуре".
Юрий Лотман родился 28 февраля 1922 года в Петрограде в семье интеллигентов-евреев. Его отец, Михаил Львович, был юрисконсультом с математическим образованием, а мать, Александра Самойловна, — зубным врачом. Семья проживала в знаменитом доходном доме на Невском проспекте. Юрий получил классическое образование в престижной немецкой школе "Петришуле", а в 1939 году поступил на филологический факультет Ленинградского университета, где уже на первом курсе писал работу под руководством будущего классика фольклористики Владимира Проппа. Однако учёбу прервала война. С октября 1940 года Лотман был призван в армию, прошёл всю Великую Отечественную войну связистом в артиллерийских частях, участвовал в тяжёлых боях, был контужен и за проявленное мужество награждён орденами и медалями, включая орден Красной Звезды.
После демобилизации в 1946 году он вернулся в университет и окончил его в 1950 году. Однако как еврею, к тому же имевшему родственников за границей, ему, несмотря на боевые заслуги и рекомендации, был закрыт путь к аспирантуре в Ленинграде или Москве. В 1950 году он уехал в Эстонскую ССР, где начал преподавать в Тартуском учительском институте, а с 1954 года и до конца жизни его судьба была неразрывно связана с Тартуским университетом. Здесь в 1952 году он защитил кандидатскую диссертацию о Радищеве и Карамзине, а в 1963 году стал профессором и долгие годы заведовал кафедрой русской литературы. В 1961 году он блестяще защитил в Ленинградском университете докторскую диссертацию "Пути развития русской литературы преддекабристского периода".
Тарту в 1960–1980-е годы благодаря Лотману превратился в уникальный интеллектуальный центр, альтернативный официальной советской науке. Он стал основателем и лидером всемирно известной Тартуско-московской семиотической школы. Ежегодные летние школы по вторичным моделирующим системам собирали лучших умов страны. Несмотря на международное признание (членство в Британской, Шведской, Норвежской академиях), в СССР его деятельность вызывала подозрения властей: в 1970 году в его квартире прошёл обыск, а выезд за рубеж был запрещён. В годы перестройки Лотман активно включился в общественно-политическую жизнь Эстонии, поддерживая Народный фронт. Широкую всенародную известность ему принес цикл телевизионных лекций "Беседы о русской культуре", записанный в конце 1980-х годов. Юрий Михайлович Лотман скончался в Тарту 28 октября 1993 года и похоронен на кладбище Раади.
Он прошёл путь от традиционного литературоведения, отмеченного фундаментальными работами о Радищеве, Карамзине и декабристах, до создания оригинальной культурологической и семиотической теории, оказавшей огромное влияние на мировую гуманитаристику. Семиотика, наука о знаковых системах, стала для него главным инструментом познания культуры, которую он понимал как "совокупность всей ненаследственной информации, способов её организации и хранения".
Лотман рассматривал культуру как сложный текст и как язык (вторичную моделирующую систему). Он исследовал, как в разных сферах — от бытового поведения дворян XVIII–XIX веков до художественных произведений — формируются устойчивые коды и модели, которые структурируют реальность и позволяют передавать информацию. Его новаторство заключалось в применении точных методов, заимствованных из кибернетики, теории информации и структурной лингвистики, к материалу истории и литературы. Он изучал культуру как механизм, борющийся с энтропией (хаосом), сохраняющий память и генерирующий новые смыслы.
Важнейшей частью его наследия стали труды по русской литературе и культуре XVIII–XIX веков. Его монография "Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя" (1981) и фундаментальный комментарий к "Евгению Онегину" (1980) открыли новые пути прочтения классики, поместив её в живой контекст эпохи, её символов, поведенческих кодов и идеологических битв. Лотман показал, как литературное произведение функционирует в диалоге с современной ему культурной семиосферой — единым семиотическим пространством.
Его поздние работы, такие как "Культура и взрыв" (1992) и "Внутри мыслящих миров" (1996), подняли его теорию на новый философский уровень. В них он осмысливал динамику культуры, механизмы революционных изменений ("взрывов") и предсказал возрастающую роль непредсказуемости в историческом процессе. Телецикл "Беседы о русской культуре" явился блестящей популяризацией его идей, представив историю как мир символов, жестов, моды и ритуалов.