25 августа 1909г - 22 июля 1970г
Башкортостан, Белорецкий район, Белорецк
Советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1963). В Магаданском театре создал мощные драматические образы (Борис Годунов, Гарри Смит). В Ростовском театре блестяще играл классику (Мальволио, Труффальдино, Карандышев).
Родился 12 (25) августа 1909 года в Белорецке Уфимской губернии. Рано оставшись сиротой, он воспитывался в московском детском доме. Несмотря на трудности, его тяга к искусству привела его в 1926 году в Школу-студию при Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой, которую он успешно окончил в 1930 году.
В 1933 году Кольцов был принят в труппу прославленного Московского Художественного академического театра (МХАТ). Начинал с эпизодических ролей в таких спектаклях, как "Горячее сердце" А. Островского и "Дни Турбиных" М. Булгакова. Наиболее заметной работой этого раннего периода стала роль Рябцева в горьковских "Врагах" (1935) в постановке Вл. И. Немировича-Данченко и М. Кедрова. Однако многообещающая карьера была трагически прервана: в 1937 году по ложному доносу актёр был арестован, осуждён и отправлен отбывать срок на Колыму.
Годы заключения и ссылки (1937–1948) стали, как ни парадоксально, временем интенсивного творческого роста. С 1942 года он получил возможность выступать на сцене Магаданского музыкально-драматического театра имени М. Горького, где быстро стал одним из ведущих артистов. В этом уникальном театре, собравшем репрессированных мастеров (среди его коллег были актёр Александр Демич, Георгий Жжёнов, режиссёр Леонид Варпаховский), Кольцов создал ряд значительных ролей, включая Бориса Годунова в "Царе Фёдоре Иоанновиче" и Гарри Смита в "Русском вопросе".
После освобождения в 1948 году ему было запрещено возвращаться в столицу. До 1956 года он работал в Ростовском-на-Дону драматическом театре имени М. Горького, где также занимал положение первого актёра, блестяще играя как в классическом (Мальволио в "Двенадцатой ночи", Труффальдино в "Слуге двух господ"), так и в современном репертуаре. В октябре 1955 года он был полностью реабилитирован.
В 1956 году Юрий Кольцов вернулся в родной МХАТ. Хотя главных ролей ему уже не доверяли, он внёс значительный вклад в спектакли "Кремлёвские куранты", "Беспокойная старость", "Всё остаётся людям". В 1958 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1963 году — народного артиста РСФСР. В 1964 году он покинул театр.
Юрий Эрнестович Кольцов скончался 22 июля 1970 года в Москве. Похоронен на Преображенском кладбище.
В Магаданском театре, в условиях крайней изоляции, сформировался его мощный, психологически насыщенный стиль. Он играл масштабные, трагические характеры: властного и обречённого Бориса Годунова ("Царь Фёдор Иоаннович"), принципиального и одинокого американского журналиста Гарри Смита ("Русский вопрос"), командира мятежного крейсера Берсенева ("Разлом"). Эти работы отличались внутренней силой, сдержанным драматизмом и тщательной психологической лепкой образа.
В театре Ростова-на-Дону его амплуа значительно расширилось. Он с блеском проявил себя как характерный и комедийный актёр. Его Мальволио ("Двенадцатая ночь") был отмечен тонкой иронией, Труффальдино ("Слуга двух господ") — виртуозной пластикой и искромётным темпераментом. Одновременно он создал пронзительный образ мелкого чиновника Карандышева ("Бесприданница"), передав всю горечь и унижение "маленького человека". Этапной стала роль Протасова в "Живом трупе" Л. Толстого, где актёр достиг вершин трагического звучания.
После возвращения в МХАТ Кольцов, уже зрелый мастер, вносил весомую лепту в ансамбль. Его работы этого периода — Михалевич в "Дворянском гнезде", Тузенбах в "Трёх сёстрах", доктор Ранк в "Кукольном доме" — отличались интеллигентностью, тонкой нюансировкой и глубоким пониманием авторского замысла.
В кино Кольцов снялся немного, но его роль Константина Циолковского в биографическом фильме "Человек с планеты Земля" (1958) запомнилась зрителям как искренний и человечный портрет учёного-мечтателя. Он также активно участвовал в телевизионных спектаклях, являвшихся в то время важной частью театральной жизни.