Шиллер Юрий Андреевич

Шиллер Юрий Андреевич - российский кинорежиссёр

13 августа 1942г - 17 марта 2019г

Сахалинская область, Охинский район, Оха

Кинорежиссёр

Советский и российский кинорежиссёр документального и игрового кино, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992), лауреат Государственной премии РФ (1999), автор более 60 кинолент, признанный классик отечественной неигровой кинематографии, чьё творчество оказало значительное влияние на развитие документалистики конца XX — начала XXI века.

Биография

Родился на Дальнем Востоке в семье военного. После окончания службы в армии, следуя раннему увлечению кинематографом, в 1964 году поступил на режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), где учился в мастерской выдающегося режиссёра Григория Чухрая, автора "Сорок первого" и "Баллады о солдате". Уже на летней практике, во время съёмок на Дальнем Востоке, он создал свою первую документальную работу "Песни без слов" (1967), что предопределило его особый путь на стыке игрового видения и документальной правды.

Окончив ВГИК в 1969 году, Шиллер начал профессиональную деятельность в Москве на студии "Центрнаучфильм", а затем некоторое время работал на киностудии "Казахфильм" в Алма-Ате. Однако поворотным пунктом в его судьбе стал 1975 год, когда он приехал в Новосибирск, планируя провести здесь не более пяти лет. Вместо этого Сибирь стала его второй родиной и главной творческой лабораторией на всю оставшуюся жизнь. Именно здесь, в провинциальной глубине России, он нашёл свою главную тему — жизнь и судьбу простого человека, его внутренний мир, драмы и тихую героику повседневности. Работая сначала на студии "НовосибирскТелефильм", а затем на Западно-Сибирской киностудии и в своей собственной студии, Шиллер создал уникальную кинолетопись сибирской жизни.

Его документальные фильмы, такие как "Живы будем…" (1991), "Когда открывается небо" (1992), "Искра Божья" (1993), "Вечерний звон" (1994), "Родная сторона" (1997), "Грешный человек" (1998), "Полёт шмеля" (1999), стали событиями не только в отечественном, но и в мировом кинематографе. Они неоднократно удостаивались высших наград на престижных фестивалях, включая главный приз "Золотой Дракон" на Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Кракове (полученный дважды — в 1994 и 1998 годах). В 1999 году трилогия фильмов "Родная сторона", "Грешный человек" и "Полёт шмеля" была отмечена Государственной премией Российской Федерации. Стиль Шиллера отличался глубоким поэтическим реализмом, вниманием к детали, умением выстраивать киноповествование по законам драматургии, где документальный материал обретал универсальное, почти мифическое звучание. Особое место в его творчестве занимала тема детства, которую он раскрывал с удивительной чуткостью и отсутствием сентиментальности.

Несмотря на признанный авторитет в документалистике, Юрий Шиллер мечтал о большом игровом кино. Этой мечтой стал полнометражный художественный фильм "Воробей" (2010) — драма о послевоенном детстве, снятая по мотивам повести Евгения Носова "Усвятские шлемоносцы". Картина, в которой снялись Михаил Евланов и Дарья Екамасова, стала единственным российским фильмом, отобранным в основной конкурс XXXII Московского международного кинофестиваля в 2010 году и получила главный приз на Всероссийском Шукшинском кинофестивале. Этот фильм продемонстрировал, что документалист Шиллер обладает и мощным даром игрового режиссёра, способного создавать эпические, художественно цельные полотна.

Юрий Андреевич Шиллер скончался в Новосибирске в марте 2019 года. Его наследие, хранящееся в библиотеке Конгресса США, Госфильмофонде России и архивах Гостелерадио, изучается во ВГИКе как эталон документального кино. В Новосибирске он был удостоен почётного звания "Человек XX столетия".

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(