11 июля 1824г - 9 августа 1883г
Ярославская область, Рыбинский район, Субботино
Русская поэтесса и писательница. Её стихи высоко ценились современниками, включая Добролюбова. В прозе ("В стороне от большого света", "Женская история") она обращалась к социальным вопросам, критикуя сословные предрассудки и исследуя тему женской эмансипации.
Родилась в семье отставного офицера флота Валериана Никандровича Жадовского и рано осиротела, лишившись матери, скончавшейся от последствий тяжёлой семейной жизни. От рождения Юлия имела физический недостаток — отсутствие кисти левой руки и лишь три пальца на правой. Детство и юность её прошли под опекой бабушки, а затем тётки по матери, Анны Ивановны Готовцевой (урождённой Корниловой), просвещённой женщины, писавшей для журналов 1820-х годов и привившей племяннице любовь к литературе.
Получив начальное образование в пансионе Прибытковой в Костроме, Жадовская проявила выдающиеся способности к словесности. Её наставником стал учитель Павел Михайлович Перевлесский, будущий профессор Александровского лицея, который не только развивал её литературный вкус, но и стал предметом её глубокого и трагического чувства. Молодые люди полюбили друг друга, однако отец Юлии категорически воспротивился браку дочери с бывшим семинаристом, не имевшим состояния и положения. Покорная воле родителя, Жадовская вынуждена была расстаться с возлюбленным; эта утрата навсегда определила тональность её поэзии и оставила незаживающую рану в душе. Вернувшись в ярославское имение отца, она оказалась в условиях домашней неволи, где занятия литературой были возможны лишь тайком.
Желая дать ход дочернему дарованию, отец в середине 1840-х годов привёз Юлию сначала в Москву, а затем в Петербург. В Москве она вошла в круг литераторов, связанных с журналом "Москвитянин", где её первые стихи были опубликованы по рекомендации Михаила Погодина. В Петербурге Жадовская познакомилась с видными литературными фигурами эпохи: Петром Вяземским, Александром Дружининым, Иваном Тургеневым. Её дебютный сборник "Стихотворения" (1846) принёс ей известность и признание. Позже, в Москве, она общалась со славянофилами (Алексей Хомяков, Иван Аксаков), но сама их идеологии не разделяла, сохраняя независимость взглядов.
Стремясь обрести личную свободу от деспотичной опеки отца, в 1862 году, уже в зрелом возрасте, Юлия Валериановна приняла решение выйти замуж за пожилого доктора медицины Карла Богдановича Севена (Seven). Брак, заключённый скорее по практическим соображениям, позволил ей переехать в его имение Толстиково Костромской губернии, где она провела последние два десятилетия жизни, постепенно отходя от активной литературной деятельности. Скончалась в 1883 году и была похоронена на местном кладбище.
Центральной темой её стихотворений стала история несбывшейся любви к П. М. Перевлесскому, окрашенная в тона кроткой покорности судьбе, тихой грусти и смиренной надежды на встречу в ином мире. Её лирическая героиня — существо страдающее, одинокое, находящее утешение лишь в созерцании природы и вере. Критика, в частности В. Г. Белинский, относилась к её ранним опытам сдержанно, отчасти из-за публикаций в "Москвитянине", однако Н. А. Добролюбов впоследствии отмечал в её поэзии "задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения". Несмотря на некоторую однообразность мотивов, лучшие её стихотворения, такие как "Ты скоро меня позабудешь…", "Я всё ещё его, безумная, люблю…", "Нива", отличаются мелодичностью, искренностью и психологической точностью, обеспечившими им место в антологиях русской лирики.
Проза Жадовской, представленная повестями и романами, развивала те же темы, что и поэзия, но с заметным влиянием социальной проблематики своего времени. Её ранняя повесть "Простой случай" (1847) и роман "В стороне от большого света" (1857) варьируют историю любви дворянки и бедного учителя, обречённой на разлуку сословными предрассудками. Более поздние произведения, такие как роман "Женская история" (1861) и повесть "Отсталая" (1861), отражают веяния эпохи реформ, поднимая вопросы женской эмансипации, самостоятельного труда и права на личный выбор. Однако эти попытки откликнуться на "дух времени" не были по-настоящему успешны ни у критики, ни у публики, что стало одной из причин её постепенного ухода из литературы.
Полное собрание её сочинений в четырёх томах было издано братом, писателем Павлом Жадовским, в 1885–1886 годах.