12 мая 1874г - 12 декабря 1945г
Изобретатель, Инженер, Ученый, Электротехник
Русский и советский инженер-изобретатель, учёный-электротехник, один из пионеров отечественного самолётостроения и создатель первого в мире магистрального тепловоза.
Родился в семье военного инженера-полковника Модеста Васильевича Гаккеля. После переезда семьи в Санкт-Петербург он окончил Первое реальное училище (1893) и поступил в Электротехнический институт императора Александра III. Однако накануне выпуска в 1896 году его жизнь резко изменилась: он был арестован по делу Лахтинской народовольческой типографии и приговорён к пяти годам ссылки. Ему позволили завершить образование, и в 1897 году он окончил институт с дипломом телеграфного техника 1-го разряда, после чего был отправлен в ссылку на Урал, а затем в Сибирь. Этот суровый период оказался плодотворным: в Златоусте он занимался телеграфными линиями, а на Ленских золотых приисках близ Бодайбо принял активное участие в достройке и эксплуатации одной из первых в России гидроэлектростанций и прокладке к ней высоковольтной линии электропередачи, получив уникальный опыт работы в экстремальных климатических условиях.
Вернувшись в Петербург в 1903 году, Гаккель быстро вошёл в научно-техническую элиту. С 1904 года он вёл практические занятия в лабораториях профессора П. Д. Войнаровского в Электротехническом институте и одновременно работал инженером в российском отделении американской компании "Вестингауз", участвуя в проектировании и строительстве первых электрических трамвайных сетей в стране. Полученная за эту работу премия позволила ему реализовать давний интерес к авиации. В 1909 году он приступил к созданию своего первого самолёта ("Гаккель-I") и совместно с предпринимателем С. С. Щетининым основал первое в России авиастроительное предприятие — "Первое российское товарищество воздухоплавания С. С. Щетинин". До 1924 года им было спроектировано около 15 самолётов, десять из которых были построены. Несмотря на отдельные успехи (рекорды, медали на международных выставках), его авиационные проекты не получили государственной поддержки и серийного производства, что заставило его в 1912 году свернуть активную деятельность в этой сфере.
Новый этап в его карьере начался в 1920-е годы, когда он обратился к проблемам железнодорожного транспорта. С 1921 года он стал профессором кафедры электрической тяги Ленинградского электротехнического института. Под его руководством 5 августа 1924 года на Балтийском судостроительном заводе был построен и вышел на пути первый в мире магистральный тепловоз ЩЭЛ1 (позже ГЭЛ1), оснащённый дизельным двигателем. Это событие стало мировой сенсацией и положило начало советскому тепловозостроению. Гаккель возглавил Тепловозное бюро Теплотехнического института, где под его руководством создавались новые модели. Параллельно он занимался и другими проектами: в 1934 году сконструировал паровой трактор, разрабатывал паровые установки для речных судов.
Преподавательская деятельность была неотъемлемой частью его жизни: помимо Электротехнического института, он преподавал в Московском теплотехническом институте, а с 1936 года — в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). В 1926–1940 годах жил в знаменитом доме на набережной Фонтанки, 24. Скончался в блокадном Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
В области авиации он создал целую серию летательных аппаратов, каждый из которых был шагом вперёд в конструировании. Его "Гаккель-III" (1910), оснащённый закрытым фюзеляжем вместо открытой фермы, совершил один из первых официально зарегистрированных полётов аэроплана русской конструкции. "Гаккель-V" (1911) стал первым в России гидросамолётом-амфибией, отмеченным серебряной медалью на Международной воздухоплавательной выставке. На самолёте "Гаккель-VII" лётчик Г. В. Алехнович в 1911 году совершил перелёт Петербург — Царское Село — Петербург, а в 1912 году установил на нём национальный рекорд высоты — 1350 метров; этот самолёт был удостоен Большой золотой медали на выставке в Москве. Особое место занимает "Гаккель-IX" (1912) — первый в мире подкосный моноплан, конструкция которого предвосхитила развитие монопланной схемы в мировой авиации.
Однако главным инженерным триумфом Гаккеля стало создание тепловоза. Разработанный им магистральный тепловоз ЩЭЛ1 (ГЭЛ1), построенный в 1924 году, был революционным для своего времени: он сочетал в себе экономичный дизельный двигатель, электрическую передачу и цельнометаллический кузов. Этот проект доказал принципиальную возможность и преимущества тепловозной тяги, определив развитие железнодорожного транспорта на десятилетия вперёд. Под его руководством также была создана двухвагонная автомотриса АП-1. Помимо транспортной техники, Гаккель занимался разработкой паровых силовых установок для сельского хозяйства и речного флота, создав, в частности, паровой трактор оригинальной конструкции.
Именем Якова Гаккеля названа улица в Санкт-Петербурге (Гаккелевская, 1988), а также современный газовоз ледового класса "Яков Гаккель".