Княжнин Яков Борисович

14 октября 1740г - 25 января 1791г

Псковская область, Псковский район, Псков

Драматург

Один из ключевых драматургов русского классицизма, чьи пьесы составляли основу театрального репертуара 1780-90-х годов. Автор патриотических трагедий ("Росслав", "Софонисба") и острых комедий ("Хвастун", "Чудаки"). Вершина его творчества — вольнодумная трагедия "Вадим Новгородский" (1789)

Биография

Яков Княжнин родился 3 (14) октября 1740 года в Пскове в семье псковского вице-губернатора Бориса Ивановича Княжнина. Получив домашнее воспитание, в шестнадцать лет он был отправлен в Петербург, где учился в гимназии при Академии наук под руководством профессора Карла Модераха, изучая также французский, немецкий и итальянский языки. По окончании курса в 1763 году он начал службу юнкером в Иностранной коллегии, затем перешёл на военную службу адъютантом. В 1773 году Княжнин был вовлечён в скандал, совершив крупную растрату казённых средств, за что был приговорён военным судом к разжалованию в солдаты, однако вскоре помилован императрицей Екатериной II. С 1781 года он служил секретарём и доверенным лицом влиятельного сановника Ивана Ивановича Бецкого, занимаясь в том числе делами Воспитательного дома. В 1783 году Княжнин был избран членом Российской Академии. Трагическая смерть настигла драматурга 14 (25) января 1791 года в Петербурге от простуды, хотя впоследствии возникла устойчивая, но не подтверждённая документально легенда о его кончине под розгами после опалы за вольнодумство. Похоронен на Смоленском кладбище, позже его прах был перенесён на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество

Дебютом стала мелодрама "Орфей" (1763), но настоящую известность ему принесла трагедия "Дидона" (1769), успех которой сблизил его с Александром Сумароковым и привёл к браку с дочерью последнего, писательницей Екатериной Сумароковой. За ней последовали трагедии "Владимир и Ярополк" (1772), "Росслав" (1784), "Софонисба" (1786), "Владисан" (1786) и "Титово милосердие" (1785), написанная по заказу императрицы.

Вершиной его трагедийного творчества и одновременно причиной посмертного скандала стала пьеса "Вадим Новгородский" (1789). Воспевая борьбу новгородского посадника Вадима против князя Рюрика как символ тираноборчества и республиканской вольности, драма была воспринята властью как опасный вызов в разгар Французской революции. Изданная лишь в 1793 году, уже после смерти автора, она была конфискована и уничтожена по личному распоряжению Екатерины II.

В области комедии Княжнин добился не меньших успехов. Его пьесы "Хвастун" (1786) и "Чудаки" (1790), написанные живым, близким к разговорному языком, остро высмеивали французоманию, социальное тщеславие и сословные предрассудки. Он также был автором популярных комических опер, таких как "Несчастье от кареты" (1779) и "Сбитенщик" (1784).

Критики, включая Пушкина, отмечали "переимчивость" Княжнина, его склонность к заимствованиям и переводам произведений французских классиков (Вольтера, Корнеля, Детуша), что, однако, соответствовало литературным практикам эпохи. Несмотря на это, его пьесы, проникнутые гражданским пафосом, патриотизмом и идеями Просвещения, отличались сценической эффективностью, виртуозной стихотворной техникой и запоминающимися афоризмами ("Тот свободен, кто, смерти не страшась, тиранам не угоден"). На протяжении 1780-1790-х годов пьесы Княжнина составляли основу репертуара русских театров.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(