2 марта 1938г
Ивановская область, Ивановский район, Иваново
График, Живописец, Модельер, Художник
Советский и российский художник-модельер, ставший символом советской и российской моды. Прославился своими авангардными коллекциями, в которых органично сочетал народные мотивы с высоким искусством Haute Couture. Его творческое наследие также включает станковую живопись, театральные костюмы для ведущих сцен страны и создание сценических образов для звезд эстрады.
Вячеслав Михайлович Зайцев родился 2 марта 1938 года в Иваново в семье рабочих. Его детство и юность были омрачены трагическими семейными обстоятельствами: отец, прошедший войну и плен, был репрессирован, и мальчик с братом носили фамилию матери — Кокурин. Семейные трудности закалили характер будущего художника, научив его стойкости и самостоятельности.
Профессиональный путь Зайцева начался в Иванове: после школы он с отличием окончил химико-технологический техникум по специальности "художник текстильного рисунка". В 1962 году, получив диплом Московского текстильного института, он был распределен на швейную фабрику в Бабушкинском районе. Уже его первая коллекция — спецодежда для работниц — была отвергнута местным советом, но неожиданно получила мировое признание, будучи опубликованной в журнале "Paris Match".
В 1965 году Зайцев перешел в Общесоюзный Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, где проработал 13 лет, дослужившись до должности заместителя художественного руководителя. Несмотря на международный успех и признание такими мэтрами, как Пьер Карден и Марк Боан, Зайцев долгое время был "невыездным" и не мог лично представлять свои работы за рубежом.
В 1982 году он возглавил Дом Моды на проспекте Мира, а в 1988 году стал его директором. Именно здесь он смог в полной мере реализовать свой творческий потенциал, создавая знаменитые коллекции в статусе признанного мэтра отечественной и мировой моды.
Творческое наследие Вячеслава Зайцева многогранно и простирается далеко за рамки модельерского искусства.
Зайцев стал первым советским кутюрье, получившим широкое международное признание. Западные СМИ дали ему звучное прозвище "Красный Диор", подчеркивая его уникальный талант и верность собственному видению. Его знаковые коллекции, такие как "Русская серия" (1965-1968) и "1000-летие Крещения Руси" (1987-1988), стали манифестом, объединяющим национальные традиции с высоким искусством моды. Разочаровавшись в советской системе стандартизации, он посвятил себя созданию уникальных моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, выработав мгновенно узнаваемый авторский стиль.
Станковая живопись и графика были для Зайцева не эскизами, а самостоятельным направлением творчества. Его работы, выполненные пастелью, карандашом и фломастером, отличаются декоративностью, философской глубиной и сложными цветовыми решениями. Несколько его произведений хранятся в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Значительную часть творчества Зайцева составляет работа для театра и кино. Он создавал костюмы для постановок ведущих столичных театров — МХАТа, "Современника", Театра имени Вахтангова, сотрудничал с выдающимися режиссерами и актерами. Его талант также был востребован в кинематографе ("Мосфильм", киностудия им. Горького) и на эстраде — он является автором сценических образов для группы "На-На" и многих звезд.
Зайцев проявил себя как теоретик моды и просветитель, автор нескольких книг-бестселлеров и ведущий телепередачи "Модный приговор". Он активно участвовал в профессиональном сообществе, возглавляя жюри фестиваля "Губернский стиль" и проводя семинары для модельеров по всей стране, воспитав не одно поколение дизайнеров.