Мейерхольд Всеволод Эмильевич

Мейерхольд Всеволод Эмильевич - российский актёр, артист, режиссёр

9 февраля 1874г - 2 февраля 1940г

Пензенская область, Пенза

Актёр, Артист, Режиссёр

Русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Революционер сцены, создатель театральной системы "биомеханика" и мастер гротеска. Его новаторские постановки ("Балаганчик", "Ревизор", "Мистерия-буфф") ломали традиции, утверждая условный, динамичный театр. Основатель ГосТиМа, чьи идеи оказали огромное влияние на мировой театр, несмотря на трагическую гибель в годы сталинских репрессий.

Биография

Родившийся как Карл Казимир Теодор Мейерхольд в пензенской семье немецкого происхождения, он был восьмым ребенком винозаводчика. Окончив местную гимназию, юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но его судьбу предопределила страсть к театру. В знаковый для себя год совершеннолетия он принял православие и взял имя Всеволод — в честь писателя Гаршина, а в 1896 году, оставив университет, поступил в театральное училище Московского филармонического общества в класс к самому Владимиру Немировичу-Данченко.

С 1898 года Мейерхольд — один из основателей и актеров Московского Художественного театра, где блестяще играл роли в пьесах Чехова ("Треплев" в "Чайке", Тузенбах в "Трёх сёстрах") и Шекспира. Однако уже в 1902 году он покинул МХТ, отправившись в независимую режиссерскую экспедицию по провинции, где поставил около 200 спектаклей.

Его новаторский дух проявился в неудачном опыте работы в Студии на Поварской, открытой по приглашению Станиславского, а затем — в кратком, но ярком периоде сотрудничества с Верой Комиссаржевской в Петербурге. Именно там был поставлен легендарный "Балаганчик" Блока, ставший манифестом нового "условного" театра.

С 1908 года Мейерхольд входит в мир Императорских театров, работая в Александринке и Мариинке, где оттачивает свой уникальный стиль, балансирующий между классикой и авангардом.

С восторгом встретив Октябрьскую революцию, Мейерхольд в 1918 году вступил в РКП(б). Он возглавил Театральный отдел Наркомпроса и сформулировал программу "Театральный Октябрь", стремясь создать искусство, созвучное новой эпохе. В 1920 году он основал в Москве свой театр — будущий Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ), который стал главной лабораторией его экспериментов.

Несмотря на международное признание и успешные гастроли, в 1930-е годы театр Мейерхольда оказался в опале. В 1938 году ГосТиМ был закрыт, а 20 июня 1939 года режиссер был арестован. После жестоких пыток он был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 2 февраля 1940 года. Местом его символического упокоения стала могила жены, Зинаиды Райх, на Ваганьковском кладбище, в то время как его прах покоится в общей могиле невостребованных останков у Донского монастыря. Мейерхольд был посмертно реабилитирован в 1955 году.

Творчество

Творческий путь Мейерхольда — это непрерывная революция на сцене. Уже в ранних постановках, таких как "Балаганчик" Блока (1907), он заявил о себе как создатель театра условности, порывающий с бытовым психологизмом.

В императорских театрах его гений переосмыслил классику: "Маскарад" Лермонтова в Александринском театре (1917) стал эталоном монументального и трагического зрелища.

После революции его новаторские идеи достигли апогея. Он создал и развил актерскую систему "биомеханика", призванную превратить тело актера в идеальный выразительный инструмент. Его спектакли, такие как "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922) и "Ревизор" Гоголя (1926), поражали динамикой, острым гротеском и конструктивной точностью мизансцен.

Мейерхольд активно сотрудничал с современными драматургами, став главным интерпретатором пьес Владимира Маяковского, чью "Мистерию-буфф" он ставил дважды (1918, 1921).

Даже в поздний период, работая над "Дамой с камелиями" (1934) в опальном ГосТиМе, он демонстрировал виртуозное владение формой, что, однако, было воспринято властью как чуждое соцреализму "эстетство".

Несмотря на трагический финал, наследие Мейерхольда живо. Его идеи биомеханики, работы над сценическим пространством и ритмом продолжают изучаться и вдохновлять режиссеров по всему миру. Созданный в 1991 году Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) в Москве стал главным хранителем и продолжателем его традиций.

Память

На родине режиссера, в Пензе, был открыт Центр театрального искусства "Дом Мейерхольда", ставший важной точкой притяжения для исследователей и ценителей театра. При центре работает экспериментальная сцена — Театр Доктора Дапертутто, название которого отсылает к одному из творческих псевдонимов мастера. Здесь же, в Пензе, установлен памятник великому режиссеру.

Память о Мейерхольде увековечена и в Санкт-Петербурге: в 2014 году, к 140-летию со дня его рождения, на здании техникума на Бородинской улице была открыта мемориальная доска. Она установлена в том самом зале, где когда-то работал Мейерхольд, напоминая о его вкладе в петербургский период русского театра.

Имя режиссера-новатора вышло и за пределы театрального мира — в честь него был назван современный лайнер Airbus A320 авиакомпании "Аэрофлот".

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(