9 декабря 1894г - 28 ноября 1976г
Ленинградская область, Тихвинский район, Тихвин
Советский археолог.
Равдоникас родился в обрусевшей литовской семье. Его отец работал фельдшером в военном госпитале. Равдоникас осиротел в раннем возрасте, воспитывался в семье учителя и получил среднее образование. Учился в Михайловском артиллерийском училище и был участником Первой мировой войны.
С энтузиазмом воспринял Октябрьскую революцию и был избран делегатом Всероссийского съезда Советов. Командовал артиллерийским дивизионом Красной Армии на Карело-Финском фронте против войск Юденича. В Тихвине он заведовал педагогическим училищем, инициировал музейный статус монастыря, редактировал уездную газету.
В 1922 году не выполнил распоряжение губернского комитета Российской коммунистической партии о переезде в Череповец для партийной работы в газете, так как хотел посвятить себя научной работе и преподавательской деятельности. Впоследствии вышел из партии и оставался беспартийным до конца своей жизни.
В конце 1920-х годов карьера Равдоникаса начала стремительно набирать обороты. В 1929 году он выступил с критикой дореволюционной школы археологии и своими работами начал внедрять идеи марксизма в советскую археологию. В течение следующих двух десятилетий Равдоникас изучал мезолитический Оленеостровский могильник, обнаруженный на Онежском озере. Он описал и опубликовал работы по петроглифам - наскальным изображениям Онежского озера и Белого моря. Организовал раскопки древнейшего поселения на Северо-западе России - Старой Ладоги и написал первый советский учебник по истории первобытного общества.
В 1930-е годы Равдоникас, уже будучи профессором и доктором исторических наук, преподавал в Ленинградском государственном университете и заведовал кафедрой археологии в университете. Будучи сторонником "марризма", он завершил свою научную карьеру в конце 1940-х годов после того, как был отстранен от большинства своих научных постов. В то время Равдоникас был членом-корреспондентом Академии наук СССР и членом Норвежской академии наук.
Равдоникас был автором ряда работ по истории северо-запада России в древности и средневековье (расселение прибалтийско-финских племен, становление государственности в регионе) и теоретическим проблемам первобытного общества. Разрабатывал теорию стадиальности, одно время находился под влиянием "нового учения Николая Марра о языке". В 1930 году он опубликовал полемическую работу "За марксистскую историю материальной культуры", в которой призывал к пересмотру наследия старой дореволюционной археологии и внедрению марксистских методов в науку. Он стремился перейти от простого описания и классификации вещей к изучению социально-экономических и общественно-политических проблем древних обществ. Он активно участвовал в теоретических дискуссиях начала 1930-х годов о предмете и сущности археологии, ее связи с другими науками.
В 1930-е годы исследовал могильники эпохи мезолита-неолита на островах Онежского озера, наскальные рисунки (петроглифы) Онежского озера и Белого моря, средневековые курганы и могильники Приладожья и Гатчинского района, могильники и пещерные города в Крыму. Написал большую монографию о петроглифах Беломорской Карелии, интерпретируя их семантическое значение, связанное с культами и верованиями древних охотников и рыболовов на морского зверя. Он увидел в петроглифах не “картины с натуры”, а образы, которые прошли через призму первобытного мышления и при этом были существенно переосмыслены. По его мнению, большинство фигур, особенно онежских, являются образами символического порядка, имеющими солярную и лунарную семантику. В 1938 году он начал раскопки Земляного городища в Старой Ладоге, которые продолжились и после окончания войны. Он также был одним из основателей ведущего периодического издания "Советская археология" и сыграл решающую роль в становлении кафедры археологии Ленинградского государственного университета. Его лекции пользовались большой популярностью среди студентов исторического факультета. Равдоникас написал первый в Советском Союзе учебник по истории первобытного общества.