11 января 1920г - 15 ноября 1997г
Саратовская область, Саратовский район, Саратов
Советский кинорежиссёр, народный артист РСФСР. Автор культовых фильмов-хитов, собравших многомиллионную аудиторию: "Кортик" (1954), "Два капитана" (1955), "Балтийское небо" (1961). Фильм "Порожний рейс" (1962) был удостоен серебряной премии на Московском МКФ.
Родился 11 января 1920 года в Саратове. Его путь в большое кино начался с поступления на режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), где он попал в мастерскую одного из титанов мирового киноискусства — Сергея Михайловича Эйзенштейна. Однако учёба была прервана началом Великой Отечественной войны. Вместе с институтом и крупнейшими киностудиями страны Венгеров был эвакуирован в Алма-Ату, где в 1943 году защитил диплом, став одним из представителей первого военного выпуска советских кинематографистов.
В 1944 году он начал работать на киностудии "Мосфильм" ассистентом режиссёра у маститого Юлия Райзмана, но, не видя перспектив для самостоятельного творчества, переехал в Ленинград и перешёл на киностудию "Ленфильм". Здесь он также работал ассистентом, на этот раз у Фридриха Эрмлера, одновременно активно занимаясь общественной деятельностью как секретарь комсомольской организации студии. Однако в послевоенные годы, в период так называемого "малокартинья", когда съёмки доверяли лишь самым опытным режиссёрам, молодой Венгеров долгое время не мог получить собственную постановку, вынужденно занимаясь педагогикой и организацией концертов. Ситуация изменилась в 1951 году, когда в "Литературной газете" с призывом дать дорогу молодым талантам выступил классик советского кино Всеволод Пудовкин, прямо упомянувший Венгерова. Это позволило ему в 1951–1953 годах снять первый документальный фильм и две телевизионные записи спектаклей.
Подлинный прорыв в его карьере произошёл в 1954 году, когда он вместе со своим однокурсником по ВГИКу Михаилом Швейцером поставил приключенческий фильм "Кортик" по известной повести Анатолия Рыбакова. Картина, рассказывающая о приключениях пионеров в первые годы советской власти, стала огромным зрительским успехом, собрав 27,6 миллиона зрителей и войдя в десятку лидеров проката. Ещё больший триумф ожидал следующую совместную работу Венгерова и Швейцера — двухсерийный фильм "Два капитана" (1955) по роману Вениамина Каверина. Эта история о поиске истины, долге и верности стала одним из культовых фильмов для послевоенного поколения, заняв пятое место в прокате 1956 года с 32 миллионами зрителей. Этими картинами Венгеров утвердил себя как мастер увлекательного, динамичного киноповествования, способный работать с молодёжной аудиторией.
В дальнейшем режиссёр обратился к более серьёзной, военной теме. Его драма "Балтийское небо" (1961) по роману Николая Чуковского, посвящённая подвигу лётчиков-истребителей, защищавших блокадный Ленинград, стала не только зрительским хитом (38,6 млн зрителей, пятое место в прокате), но и важным этапом в карьере актрисы Людмилы Гурченко, впервые раскрывшей в этой картине свой драматический талант. Знаковой работой, обозначившей поворот режиссёра к глубокой социальной и нравственной проблематике, стал фильм "Порожний рейс" (1962) по повести Сергея Антонова. Эта история о конфликте между принципиальным шофёром и беспринципным руководителем автобазы была отмечена Серебряной премией на III Московском международном кинофестивале.
В 1960-е годы Владимир Венгеров проявил себя и как талантливый организатор кинопроцесса, возглавив Третье творческое объединение "Ленфильма". Под его руководством и при его поддержке начинали свой путь такие в будущем знаковые режиссёры, как Алексей Герман ("Проверка на дорогах"), Виктор Трегубович ("На войне как на войне"), Резо Эсадзе. Однако в 1970-е годы его кинематографическая судьба складывалась непросто. Его экранизация романа Ивана Гончарова "Обрыв" (1983) не была оценена современниками, а тяжёлая болезнь, приведшая к параличу, на долгое время отстранила его от профессии. В годы перестройки он предпринял попытку вернуться, начав подготовку к съёмкам фильма "Похождения Шипова" по сценарию Булата Окуджавы, но проект был закрыт студией.
Владимир Яковлевич Венгеров скончался 15 ноября 1997 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на кладбище в посёлке Комарово.