Климов Владимир Яковлевич

Климов Владимир Яковлевич - российский конструктор, ученый

23 июля 1892г - 9 сентября 1962г

Московская область, Московская агломерация, Москва

Конструктор, Ученый

Советский конструктор авиационных двигателей.

Биография

С 1903 года, в возрасте одиннадцати лет, Климов посещал специальную школу в Москве, где он получил специальность механика и окончил ее в 1910 году. Затем перешел в Технический университет, где начал работать над двигателями внутреннего сгорания. Проходил стажировку на машиностроительном предприятии в Петрограде. В 1916 году Климов завершил обучение, защитив диссертацию по конструкции авиационного двигателя. Впоследствии ему предложили стипендию для продолжения обучения, однако из-за политических событий она оказалась недоступной. После переворота Климов некоторое время работал в опытно-конструкторском отделе завода автомобильных двигателей.

В 1918 году он начал работать преподавателем в Московском техническом университете, Военной академии им. Н.Е. Жуковского и Государственном авиационном институте, а также работал авиационным инженером на различных проектах на нескольких авиационных заводах и в научно-исследовательских институтах.

Будучи членом Научно-технического совета Военно-воздушных сил, куда он также был назначен, Климов совершил несколько поездок за рубеж с целью приобретения лицензионных прав на различные двигатели для только что созданных военных авиационных сил. В начале 1920-х годов отправился во Францию ​​и вел переговоры о производстве двигателя Hispano-Suiza. В 1924 году купил 100 двигателей BMW в Германии, а в 1928 году приобрел права на производство копии французского двигателя Gnome-Rhône, 200 единиц которого он также купил. Вернувшись в Советский Союз организовал производство, был техническим директором. С 1925 по 1930 год работал над разработкой звездообразных двигателей М-12 и М-23, а также двигателя М-13 V12. В 1931 году стал заведующим отделом бензиновых двигателей Центрального института авиамоторов, где также принимал участие в испытаниях АМ-34.

По результатам поездки во Францию ​​в 1933 году он в 1935 году основал в Санкт-Петербурге ОКБ-117 — конструкторское бюро по двигателям и был главным конструктором. Там под его руководством на базе французского авиационного двигателя Hispano-Suiza 12Ybr, выпускавшегося по лицензии с 1934 года, был разработан двигатель М-100, использовавшийся в бомбардировщике СБ-2, и его преемник М-103. Наибольшим успехом его коллектива в то время стала разработка двигателя М-105 V12, который использовался на различных типах самолетов во время Второй мировой войны, включая бомбардировщики Ер-2 и Пе-2, истребители ЛаГГ-3 и самолеты Як-1, -3, -7 и -9. Агрегат, переименованный в ВК-105 в честь своего конструктора, стал одним из самых массовых советских авиадвигателей, включая его различные модификации. За эту разработку Климову в 1943 году вторично присудили Государственную премию. В 1944 году ему было присвоено звание генерал-майора инженерной службы.

После войны конструкторское бюро Климова сосредоточилось на разработке реактивных двигателей, взяв за основу конструкцию британских турбин Rolls-Royce Derwent и Nene, которые были скопированы как РД-500 и РД-45. На основе РД-45 был создан первый советский реактивный двигатель ВК-1 и его модификации, которые использовались для оснащения истребителей МиГ-15 и МиГ-17, тактического бомбардировщика Ил-28 и других типов. Помимо лицензионного производства в Польше и Китае, было выпущено около 20 000 самолетов ВК-1.

На момент смерти в 1962 году Владимир Климов был пятикратным кавалером ордена Ленина, дважды Героем Социалистического Труда (1940, 1957), четырехкратным лауреатом Государственной премии (1941, 1943, 1946, 1949), кавалером ордена Суворова (1944, 1945), действительным членом Академии наук СССР (1953). Он является автором "Атласа конструкций авиационных двигателей", опубликованного в двух частях в 1935 и 1938 годах.

Вышедшее из его ОКБ моторостроительное предприятие "Климов" до сих пор носит его имя.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(