Ладыженский Владимир Николаевич

Ладыженский Владимир Николаевич - российский детский писатель, писатель, поэт, прозаик

20 марта 1859г - 19 января 1932г

Пензенская область, Сердобский район, Александрово-Ростовка

Детский писатель, Писатель, Поэт, Прозаик

Русский поэт, прозаик, публицист, земский деятель, просветитель. Известен лиричными рассказами для детей и народа ("На пашне") и элегической поэзией в духе Апухтина и Надсона. Создавал учебники и пособия для народных школ ("Что такое земство").

Биография

Владимир Ладыженский родился в дворянской семье, детство провёл в родовом имении в Саратовской губернии. Получив начальное образование, он поступил в престижное Училище правоведения в Санкт-Петербурге (1870), однако не окончил курс, вернувшись в своё имение Липяги в Пензенской губернии. Неудовлетворённый ролью помещика, он сдал землю в аренду, посвятив себя литературе и, что стало главным делом его жизни, — народному просвещению. В начале 1890-х годов он на собственные средства открыл в своём имении народную школу, где три года лично работал учителем, что дало ему глубокое понимание нужд сельского образования.

Этот практический опыт предопределил его дальнейший путь. В 1895 году он был избран гласным (депутатом) Пензенского уездного земского собрания, а с 1897 года стал членом уездной земской управы, взяв на себя ответственность за всю сферу народного просвещения в уезде. В 1898–1904 годах он расширил поле деятельности, став гласным губернского земского собрания и членом губернской управы. На этих постах он проявил себя как неутомимый и принципиальный организатор: добивался повышения жалованья учителей, организовывал педагогические курсы, лично курировал создание в губернии сети из 52 земских библиотек, содействовал открытию библиотеки имени М. Ю. Лермонтова в Тарханах. Он также входил в состав множества комитетов и обществ — от учёной архивной комиссии до попечительства о народной трезвости. Его общественная деятельность была всеобъемлюща: он представлял Пензенскую губернию на всероссийских земских съездах и на I Всероссийском съезде по народному образованию. Однако, столкнувшись с недостаточным финансированием школ, в 1904 году он в знак принципиального протеста отказался от переизбрания в губернскую управу.

Параллельно с земской работой Ладыженский активно вращался в литературных кругах Петербурга и Москвы. В его обширный круг общения входили Д. С. Мережковский, В. С. Соловьёв, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. А. Гольцев, художник Н. А. Ярошенко. Особенно близкие отношения у него сложились с А. П. Чеховым и И. А. Буниным; он гостил у Чехова в Мелихове и в Крыму, состоял с обоими писателями в переписке. В 1905–1906 годах он вместе с Н. Ф. Езерским редактировал в Пензе либеральную газету "Перестрой". После некоторого перерыва он вернулся к земской работе в 1911 году, а в период Первой мировой войны служил уполномоченным Красного Креста Всероссийского земского союза.

Революция 1917 года и разорение родового имения вынудили его уехать в Москву, где он ненадолго возглавил Общество просвещения. В 1919 году, не приняв новой власти, он эмигрировал во Францию. Жизнь в эмиграции была тяжёлой: он жил в Бордо, под Парижем, затем на юге Франции, работал на птичьей ферме, был воспитателем в общежитии для русских мальчиков-эмигрантов. Несмотря на нужду, он продолжал литературную и общественную работу, участвуя в деятельности Союза русских писателей и журналистов в Париже. Скончался Владимир Николаевич Ладыженский в Ницце в 1932 году и был похоронен на местном Русском кладбище Кокад.

Творчество

Как художник слова он дебютировал в 1886 году рассказами для детей в журнале "Детское чтение". В 1893 году вышел его первый сборник рассказов и сказок "На пашне", а в 1896-м — первая книга стихов. Его прозу (рассказы "На пашне", "Бобыль", "Немой") отличает светлый, созерцательный лиризм, мягкий юмор и глубокая человечность, проповедь добра и сострадания к "малым сим". Его поэзия, в которой современники видели родственность с лирикой А. Апухтина и С. Надсона, проникнута искренними размышлениями о жизни, природе, долге, часто окрашена элегическими интонациями.

Как просветитель и педагог он создал ряд значимых учебных пособий для народных школ: "История русской литературы для школ и народа", работу о К. Д. Ушинском (в соавторстве), брошюру "Что такое земство". Он также подготовил серию "Чтение для школ и народа", куда вошли его очерки о книгах и сочинениях.

Особую ценность представляет его мемуарно-критическое наследие. Ещё в 1910-х годах он написал цикл очерков "Дни и встречи" (опубликован в "Вестнике Европы" в 1917), где создал живые портреты В. П. Острогорского, П. В. Засодимского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. А. Гольцева и других деятелей культуры. В эмиграции этот жанр стал для него основным. Он публиковал воспоминания о Н. С. Лескове, А. Н. Плещееве, В. М. Лаврове, рассказы из быта русских эмигрантов, а также литературно-критические статьи о творчестве И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, Е. Н. Чирикова, И. С. Шмелёва в рижском журнале "Перезвоны".

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(