27 июня 1891г - 12 января 1942г
Ростовская область, Неклиновский район, Самбек
Выдающийся авиаконструктор, создатель знаменитого пикирующего бомбардировщика Пе-2. Пе-2 стал одним из лучших бомбардировщиков войны, выпущено более 11 000 машин. Прошёл путь от рабочего до ведущего конструктора ЦАГИ, разрабатывал крылья для самолётов Туполева. Лауреат Сталинской премии, награждён двумя орденами Ленина.
Родившись в 1891 году, Владимир рано познал нужду — потеряв отца в пять лет, он с юности помогал матери, работая кочегаром и помощником мастера в железнодорожных мастерских. Его упорство проявилось уже тогда: несмотря на тяжелейшие материальные условия, он сумел окончить Таганрогское техническое училище и, после двух попыток, поступить в ИМТУ в Москве. Учебу приходилось неоднократно прерывать — нужно было кормить семью, и будущий конструктор работал на заводах, в железнодорожном депо, даже на фарфоровом производстве.
В 1921 году судьба привела Петлякова в ЦАГИ, где начался его стремительный профессиональный рост. Его дипломный проект — легкий спортивный самолёт — поразил комиссию не только техническими решениями, но и изяществом исполнения. Под руководством Туполева Петляков быстро стал ключевым специалистом по проектированию крыльев. Его метод расчёта многолонжеронного цельнометаллического крыла (совместно с В.Н. Беляевым) стал фундаментальным вкладом в авиастроение.
За годы работы в ЦАГИ Петляков участвовал в создании первых цельнометаллических самолётов АНТ, легендарного тяжёлого бомбардировщика ТБ-1, гигантского ТБ-3 (ставшего основой советской бомбардировочной авиации), рекордного АНТ-25 (на котором были совершены перелёты через Северный полюс).
1937 год стал роковым — арест по обвинению во вредительстве, Бутырская тюрьма, затем — работа в особом КБ НКВД. Именно здесь, в условиях заключения, Петляков создал свой главный шедевр — высотный истребитель ВИ-100, впоследствии перепрофилированный в пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Жёсткие сроки, поставленные руководством (полтора месяца на перепроектирование!), были выполнены. Уникальность ситуации подчёркивает тот факт, что за успешное выполнение задания Петляков и его сотрудники были освобождены, хотя формально полностью реабилитирован он был лишь посмертно.
Пе-2 стал одним из лучших самолётов Великой Отечественной — скоростной, манёвренный, невероятно живучий. К началу войны было выпущено 458 машин, а всего за годы войны — более 11 тысяч.
12 января 1942 года Петляков летел в Москву для решения вопросов производства. Самолёт Пе-2, на котором он летел, по неустановленной причине потерпел катастрофу под Арзамасом. Версии выдвигались разные — от пожара на борту до обледенения. Трагическая ирония судьбы — гениальный конструктор погиб на созданном им же самолёте.
Имя Петлякова носят улицы, школы, авиационный колледж. Но главный памятник — его самолёты, особенно "пешка" (Пе-2), которую фронтовики называли "летающим танком".
Его имя носит Таганрогский авиационный колледж, где установлен памятник конструктору. В честь авиаконструктора названы улицы в Таганроге, Казани, Донецке и Москве, а также площадь в Кривом Рогу. Мемориальные доски установлены в Москве и Казани, памятники — в Сергаче и Жуковском. На месте гибели Петлякова под деревней Мамешево установлена памятная доска. В родном селе Самбек его имя присвоено местной школе.