28 сентября 1902г - 14 октября 1978г
Тульская область, Ефремовский район, Ефремов
Выдающийся советский авиаконструктор, создатель стратегической авиации СССР, чьи разработки опередили своё время. Генерал-майор-инженер, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда. Его имя стоит в одном ряду с такими титанами авиации, как Туполев и Ильюшин, но судьба его была особенно драматичной — от заключения в годы репрессий до создания межконтинентальных бомбардировщиков.
Родился 28 сентября 1902 года в Ефремове Тульской губернии в купеческой семье, хотя в автобиографиях указывал, что происходил из семьи служащего. Окончил местное реальное училище (1918), затем Московское высшее техническое училище (1926). Уже во время учёбы начал работать на научно-опытном аэродроме, совмещая теорию с практикой.
Его карьера началась в ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева, где он участвовал в создании легендарных самолётов ТБ-1 и ТБ-3. В 1938 году был арестован по обвинению во "вредительстве" и приговорён к 10 годам заключения. В тюремном КБ, как и многие другие авиационные специалисты, продолжал работать над новыми проектами, включая высотный истребитель ВИ-100. Досрочно освобождён в 1940 году, но реабилитирован только в 1955.
В годы войны возглавлял работы по модернизации пикирующего бомбардировщика Пе-2, создал дальний истребитель сопровождения ДИС с невероятной для того времени дальностью полёта до 4000 км.
В 1951 году, после закрытия своего КБ и работы в МАИ, Мясищев получает уникальный шанс — воссоздать конструкторское бюро для разработки стратегического реактивного бомбардировщика. Несмотря на скептицизм коллег (Туполев считал такую задачу невыполнимой), он блестяще справился с заданием.
В 1960-1967 годах возглавлял ЦАГИ, а в 1966 году стал генеральным конструктором вновь созданного Экспериментального машиностроительного завода в Жуковском, где работал до конца жизни.
Мясищев создал целую плеяду уникальных летательных аппаратов:
М-4 (1953) — первый в мире серийный реактивный стратегический бомбардировщик, способный нести ядерное оружие. Его появление стало ответом на американские стратегические бомбардировщики.
3М/М-6 — глубокая модернизация М-4 с увеличенной дальностью полёта. Эти самолёты стояли на вооружении до 1985 года и были ликвидированы только по международному договору.
М-50 (1959) — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, опередивший своё время. Его аэродинамическая схема и технические решения были революционными, хотя проект не пошёл в серию из-за проблем с двигателями.
М-17 "Стратосфера" и М-55 "Геофизика" — уникальные высотные самолёты-разведчики, способные работать на высотах свыше 20 км. На М-17 был установлен мировой рекорд высоты полёта.
М-18 и М-20 — проекты стратегических бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла, которые хотя и не были реализованы, но оказали значительное влияние на развитие советской авиации.
Особого внимания заслуживает ВМ-Т "Атлант" — уникальный транспортный самолёт, созданный на базе бомбардировщика 3М для перевозки компонентов космического корабля "Буран".
Мясищев всегда мыслил на десятилетия вперёд. Его работы в области ламинаризации потока, использования композиционных материалов и новых аэродинамических схем до сих пор влияют на мировое авиастроение. Он доказал, что даже в самых жёстких условиях можно сохранить творческую свободу и создавать технику, опережающую время.
В 1980 году в Жуковском появилась улица его имени, а в 2003 году — в московском районе Филёвский Парк. На доме в Романовом переулке в Москве, где жил конструктор, установлена мемориальная доска.
На родине авиаконструктора, в Ефремове, его именем названа улица в новом районе города. В местном художественно-краеведческом музее открыт зал, рассказывающий о жизни и достижениях знаменитого земляка. В сентябре 2017 года на здании школы №1 установлена памятная доска, а год спустя в сквере имени Мясищева торжественно открыли его бюст.
Государство также отметило вклад конструктора — в 2002 году Министерство связи выпустило памятный почтовый конверт к 100-летию со дня его рождения.
Созданный под руководством Мясищева Экспериментальный машиностроительный завод в Жуковском носит его имя. В октябре 2019 года имя выдающегося авиаконструктора было присвоено конструкторскому бюро "Салют" — филиалу ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.