Трошин Владимир Константинович

Трошин Владимир Константинович - российский актёр, певец

15 мая 1926г - 25 февраля 2008г

Свердловская область, Нижнесергинский район, Михайловск

Актёр, Певец

Советский и российский певец, актёр театра и кино. Народный артист РСФСР, легенда советской эстрады и театра. Прославился как первый исполнитель "Подмосковных вечеров", подаривший миру эталонный вариант песни. За карьеру сыграл более 80 ролей в МХАТе, снялся в 25 фильмах и записал около 2000 песен, став одним из самых узнаваемых и любимых артистов страны.

Биография

Владимир Трошин появился на свет 15 мая 1926 года в уральском посёлке Михайловский, в простой и многодетной семье. Его отец, Константин Михайлович, работал токарем, а мать, Анна Ивановна, всецело посвятила себя заботам о большой семье и обширном домашнем хозяйстве. Будущий артист стал десятым ребёнком из одиннадцати. В 1935 году семейство перебралось в Свердловск, где и прошли его юные годы.

Несмотря на окончание музыкальной школы, Владимир долго метался в выборе жизненного пути, разрываясь между мечтами о геологии, астрономии и медицине. Судьбоносным оказался случайный поход за компанию с приятелем в драмкружок при Доме культуры "Уралмаша". Уже в 1942 году, вслед за другими участниками кружка, Трошин отправился поступать в Свердловское театральное училище и был успешно зачислен. Ещё в студенческие годы он начал выступать с концертными бригадами в свердловских госпиталях, а в 1943 году ненадолго устроился культмассовиком в Парк культуры имени Маяковского.

В том же 1943-м судьба подарила ему шанс: в Свердловске проводился отбор в Школу-студию МХАТ, куда из 280 абитуриентов приняли лишь четверых, и Трошин оказался в их числе. Его дебют на сцене состоялся в 1946 году в пьесе "Дни и ночи", а настоящей творческой удачей стала главная роль Олега Кошевого в дипломном спектакле "Молодая гвардия". Окончив Школу-студию в 1947 году, он на долгие десятилетия, вплоть до 1988 года, стал одним из столпов МХАТа, создав за это время более 80 образов — от Бубнова в "На дне" до Хлынова в "Горячем сердце".

Особую грань его таланта раскрыли музыкальные спектакли, куда для него стали специально вводить вокальные номера. Композиторы Матвей Блантер и Арам Хачатурян, поэты Константин Симонов и Павел Антокольский писали песни именно для его голоса. Настоящим триумфом стала роль шута Фестэ в "Двенадцатой ночи" (1954), где его лирическая песенка моментально превратилась в шлягер.

Однако звёздный час, навсегда вписавший его имя в историю, наступил в 1955 году с исполнением "Подмосковных вечеров". Эта песня стала не только его визитной карточкой, но и музыкальным символом целой страны. На эстраде Трошин сотрудничал с цветом советской композиторской и поэтической школы — Э. Колмановским, М. Фрадкиным, А. Бабаджаняном, Л. Ошаниным, М. Матусовским и многими другими. В его исполнении такие песни, как "Берёзы", "Тишина", "Зелёный огонёк" и десятки других, обрели статус классики. За годы карьеры он исполнил более двух тысяч песен, выпустил сотни записей и с концертами объехал полмира.

Обладатель низкого, мягкого баритона с уникальным, мгновенно узнаваемым тембром, Трошин покорял слушателей своей задушевной и доверительной манерой.

Не менее значителен его вклад в кинематограф. Он снялся в 25 фильмах, включая "Гусарскую балладу" и "Дело было в Пенькове", а также блестяще воплотил на экране образы мировых лидеров — Черчилля, Ворошилова и даже Михаила Горбачёва. Его голос звучит за кадром в 69 картинах.

Личная жизнь артиста была связана с балериной Большого театра Раисой Ждановой. Их союз был не только семейным, но и творческим: Раиса Тимофеевна, обладая прекрасным слухом, была для мужа строгим и внимательным критиком. В 1959 году у них родился сын Константин, который, хотя и унаследовал музыкальные способности родителей, профессиональным музыкантом становиться не стал.

Последние годы жизни артиста были омрачены тяжёлыми недугами. В 2006-2007 годах он перенёс две сложные операции, а в начале 2008 года был госпитализирован с обострением лейкемии. Свой последний выход на сцену он совершил 19 января 2008 года в Санкт-Петербурге, вопреки запретам врачей, прямо из больницы. Исполнив "Подмосковные вечера" и "Серёжку с Малой Бронной…" под стоячие овации и слёзы зала, он вернулся в палату. 25 февраля 2008 года сердца великого артиста не стало.

Память о Владимире Трошине увековечена в Екатеринбурге, где на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска с его портретом и нотами "Подмосковных вечеров".

Творчество

Владимир Трошин — это целая эпоха в отечественной культуре, артист, чьё имя стало синонимом искренности и глубины на эстраде. Его творческий почерк уникален и узнаваем с первых нот: он превращал каждую песню в миниатюрный спектакль, где голос, тончайшие интонации, мимика и жест сливались в проникновенное повествование. Его искусство — это удивительный сплав высочайшей артистичности, обаяния и душевной теплоты, где на первом плане всегда была безупречная верность авторскому замыслу.

Поэт Николай Доризо метко охарактеризовал его значение, сказав: "Трошин — это история нашей эстрады".

Выйдя на большую эстраду в 1955 году, Трошин сразу заявил о себе как о универсальном исполнителе с широким тематическим диапазоном. В его репертуаре находилось место и лирическим признаниям в любви, и уважительной оде врачам в белых халатах, и динамичным зарисовкам о жизни журналистов. Особую страницу в его творчестве заняли песни о космосе. За три месяца до легендарного полёта Юрия Гагарина именно Трошин впервые исполнил на Всесоюзном радио знаменитую "14 минут до старта", ставшую неофициальным гимном советских покорителей вселенной.

Однако подлинным творческим апофеозом, навсегда изменившим его судьбу, стала работа над песней "Подмосковные вечера". В 1956 году, находясь на студии для записи музыки к документальному фильму "Спартакиада народов СССР", он услышал вялую и, по общему мнению, неудачную оркестровку этой мелодии. Попросившись попробовать спеть её так, как он её чувствует, Трошин одним дублем совершил чудо. Его проникновенное исполнение буквально преобразило композицию. Дирижёр Виктор Кнушевицкий, вдохновлённый услышанным, создал знаменитую аранжировку с вокализом женского хора, которая и вознесла песню на мировой олимп. Уже через год она гремела на Фестивале молодёжи и студентов в Москве, а впоследствии сам артист философски заметил, что песня, "поселившись в других сердцах, объединяет людей, порой самых разных, разделённых временем и пространством".

Эстрада открыла для него возможность творческого диалога с выдающимися современниками: он сотрудничал с Марком Бернесом, Лидией Руслановой, Клавдией Шульженко, а во время гастролей Марлен Дитрих в Москве принимал участие в её концертах.

В зрелые годы артист смело расширил границы своего репертуара, обратившись к поэзии Сергея Есенина, классическому русскому романсу и интеллигентной бардовской песне, демонстрируя неугасающий творческий поиск.

Народное признание вылилось в масштабные фестивали его имени на Урале. Яркими вехами стали грандиозный творческий вечер "Всё, что на сердце у меня…" в ГЦКЗ "Россия" в 2003 году, по завершении которого он оставил свой след на Площади Звёзд, и юбилейный концерт в Зале имени Чайковского в 2006-м, посвящённый 80-летию мастера.

Суть своего творческого кредо Владимир Константинович выразил так: "Песня — это трибуна артиста... И когда я чувствую, что песня вызвала у сидящих в зале людей много мыслей и чувств, я ощущаю это, как счастье". В этих словах — весь Трошин, артист, для которого песня была не просто исполнением, а искренним, душевным разговором со слушателем.

Признание и награды

В 2002 году он был удостоен Ордена Почёта — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, а также большой вклад в укрепление дружбы между народами. Ранее, в 1996 году, артист получил Орден Дружбы. В 2006 году, в год своего 80-летия, Трошин получил Благодарность мэра Москвы за развитие эстрадного искусства и активную общественную жизнь. Также он был награждён несколькими медалями.

Общественное признание заслуг артиста выразилось в присуждении ему таких знаков отличия, как орден Петра Великого I степени, орден "Великая Победа" и орден "Служение и честь".

Особое место в творческой биографии Трошина занимает Сталинская премия второй степени, которую он получил ещё в 1951 году за блестящее исполнение роли Ивана Яркина в спектакле "Вторая любовь".

Путь к высшему званию складывался последовательно: сначала было присвоено звание Заслуженного артиста Марийской АССР, затем, в 1969 году, — Заслуженного артиста РСФСР. Венцом государственного признания стало присвоение в 1984 году почётного звания Народный артист РСФСР.

В 2006 году творчество мастера было отмечено Премией города Москвы в области литературы и искусства в номинации "эстрадное искусство".

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(