31 мая 1866г - 4 августа 1920г
Русский композитор, пианист, музыкальный теоретик и педагог, один из наиболее радикальных новаторов в русской музыке рубежа XIX–XX веков, чьё творчество стало связующим звеном между поздним романтизмом и авангардными исканиями начала XX столетия.
Происходил из дворянской семьи. Отец, Иван Васильевич Ребиков, был горным инженером, что обусловило частые переезды семьи; однако с 1868 года они обосновались в Москве на Пречистенке. Первые музыкальные уроки Владимир получил от матери, обладавшей хорошим художественным вкусом. Общее образование он получил в Московском коммерческом училище и реальном училище К. П. Воскресенского, не прекращая занятий музыкой. В 1885 году попытка поступить в Московскую консерваторию окончилась неудачей: представленные им сочинения, отмеченные смелой гармонией, были отвергнуты экзаменационной комиссией во главе с С. И. Танеевым как "модернистские и диссонансные". Это заставило Ребикова поступить на историко-филологический факультет Московского университета, параллельно занимаясь композицией частным образом у Н. С. Кленовского. Для завершения музыкального образования в 1891–1893 годах он уехал в Берлин, где учился у Карла Мейербергера (теория) и Густава Мюллера (фортепиано).
Возвратившись в Россию, Ребиков активно включился в музыкальную жизнь. Его ранний цикл романсов на стихи С. Я. Надсона (1893) получил одобрение П. И. Чайковского, что стало для молодого композитора важным моральным признанием. В 1893–1896 годах, живя в Одессе, он написал свою первую оперу "В грозу" по повести В. Г. Короленко "Лес шумит", которая позже с успехом шла в московском театре "Аквариум". Поселившись в 1897 году в Кишинёве, он проявил себя как энергичный организатор: добился открытия отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и основал музыкальные классы, преобразованные позднее в училище. В конце 1890-х годов путешествовал по Европе (Вена, Мюнхен), где познакомился с новейшими художественными течениями.
С 1901 года Ребиков активно концертировал как пианист и пропагандист собственной музыки в России и за рубежом (Берлин, Вена, Прага, Лейпциг). Он стал инициатором создания первого в России официального творческого объединения композиторов — "Общества русских композиторов" (1898–1901). Пик его известности пришёлся на 1900-е годы, когда с огромным успехом ставилась его лучшая опера "Ёлка" (1900), признанная манифестом музыкального символизма. Однако к 1910-м годам его слава стала угасать, несмотря на продолжавшуюся активную творческую работу. С 1910 года Ребиков обосновался в Ялте, став одной из колоритных фигур местной культурной жизни. В августе 1914 года он открыл в Ялте "Студию музыки композитора В. И. Ребикова", где на демократических началах обучал всех желающих. В октябре 1919 года стал одним из учредителей Ялтинского религиозно-философского общества. Скончался в Ялте в период гражданской войны и был первоначально похоронен на Ауткинском кладбище; позднее его прах был перенесён на Поликуровский мемориал.
Свою эстетическую программу он изложил в манифесте "Музыкальные записи чувств" (1913), провозглашая отказ от традиционных форм и гармоний в пользу непосредственного выражения душевных движений. Его стиль, который современники часто называли "декадентским", характеризовался смелым использованием целотоновых последований, квартовых созвучий, статичной гармонии и речитативной мелодики, что предвосхищало находки будущих авангардистов.
Центральное место в наследии Ребикова занимают музыкально-сценические произведения, в которых он пытался преодолеть условности традиционной оперы. Он создал новый жанр "музыкально-психологической драмы", к которому относятся его ключевые работы: символистская опера "Ёлка" (по сказкам Андерсена и Достоевского), мистическая драма "Теа" (1904), философская притча "Альфа и Омега" (1911) и поздняя опера "Дворянское гнездо" (1916) по Тургеневу. В поисках синтеза он разработал и теоретически обосновал оригинальные жанры "меломимики" (соединение музыки и мимики без танца) и "ритмодекламации", где слово и музыка существовали в нерасторжимом единстве (яркий пример — сочинение на стихи К. Бальмонта "Как цветок", 1918).
Инструментальная музыка Ребикова, главным образом фортепианная, представлена множеством миниатюр, объединённых в циклы ("Осенние листья", "Эскизы-настроения", "Вокруг света"). Эти пьесы, часто навеянные живописными впечатлениями (в частности, работами Арнольда Бёклина), отличаются тонкой звукописью, импрессионистической детализацией и психологической углублённостью. Композитор также много работал в области детской музыки, создав ряд фортепианных сборников, песен, хоров и детских балетов ("Белоснежка", "Музыкальная табакерка"), а также оставил значительное духовное сочинение — "Всенощную", отмеченную смелостью гармонического языка.
Несмотря на новаторство, Ребиков всегда ощущал глубокую связь с русской культурой, что проявилось в его дружбе с Валерием Брюсовым (на стихи которого он написал несколько вокальных циклов) и внимании к славянскому фольклору (цикл "По славянским странам"). Его литературное наследие включает ряд статей по музыкальной эстетике ("Музыка через 50 лет", "Орфей и вакханки"), в которых он предсказывал будущее развитие искусства.