Гринберг Владимир Ариевич

Гринберг Владимир Ариевич - российский график, живописец, портретист, художник

9 февраля 1896г - 29 января 1942г

Ростовская область, Ростовская агломерация, Ростов-на-Дону

График, Живописец, Портретист, Художник

Советский живописец, график и педагог, яркий представитель ленинградской пейзажной школы 1920–1930-х годов. Ключевым для него стал жанр камерного городского пейзажа, где он синтезировал традиции станкового искусства с приёмами народного творчества.

Биография

Владимир Гринберг родился 28 января (9 февраля) 1896 года в Ростове-на-Дону в семье врача. Художественные способности проявились рано: в ростовском коммерческом училище, которое он окончил с золотой медалью в 1914 году, он брал частные уроки у художника А. М. Волочинкова, увлечённо копировал репродукции, а в 16 лет создал свои первые монументальные работы — фризы для школьного бала, отмеченные влиянием Ивана Билибина. В том же году он впервые участвовал в выставке ростовских художников. Не сумев поступить в Императорскую Академию художеств, Гринберг отправился в Петроград и стал студентом Политехнического института (1914). Однако тяга к искусству взяла верх: параллельно с инженерными дисциплинами он с 1915 года занимался в "Новой художественной мастерской" княгини М. Д. Гагариной, где его наставниками были такие мастера, как Мстислав Добужинский, Александр Яковлев и Осип Браз. Именно система рисования, разработанная Яковлевым на основе принципов мюнхенской школы Антона Ашбе, оказала решающее влияние на формирование графического мастерства молодого художника.

После революции 1917 года Гринберг вернулся в Ростов-на-Дону, где в 1917–1922 годах активно включился в культурное строительство: основал собственную художественную студию, оформлял город к революционным праздникам, работал художником в Политпросвете Северо-Кавказского военного округа. В этот период он создал цикл портретов видных военачальников, включая К. Е. Ворошилова и С. М. Будённого. В 1922 году художник окончательно переехал в Петроград (с 1924 года — Ленинград), где его творческая жизнь стала неразрывно связана с художественной средой северной столицы.

В 1920-е годы Гринберг активно работал в области книжной и журнальной графики, сотрудничая с издательствами и детскими журналами "Ёж" и "Чиж". Он создал иллюстрации к произведениям О. Генри, Ф. Брет-Гарта, Н. Г. Гарина-Михайловского. Параллельно участвовал в выставках, был членом объединений "Шестнадцать" (1924), АХР (с 1928) и "Общества живописцев" (с 1929). Его работы экспонировались на международных выставках в США, Японии, Франции и на XIV Венецианской биеннале (1927). В 1933 году он был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Значительной вехой стала работа по контракту над циклом "Новый Ленинград" ("Социалистический Ленинград") в 1934–1935 годах, в котором он запечатлел меняющийся облик города.

Педагогическая деятельность занимала важное место в его жизни: он преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1926–1927), Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (1930–1941) и недолго — в Академии художеств (Институте живописи, скульптуры и архитектуры, 1932–1933), откуда был уволен "за формализм".

Великая Отечественная война застала Гринберга в Ленинграде. Он остался в осаждённом городе, участвовал в строительстве укреплений, создавал агитационные плакаты для "Окон ТАСС". Его работы экспонировались на "Первой выставке работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны", открывшейся в январе 1942 года. Владимир Ариевич Гринберг скончался от истощения 29 февраля 1942 года и был похоронен на Большеохтинском кладбище. Подвиг сохранения его творческого наследия совершила его жена, Вера Евгеньевна Гринберг, которая, вернувшись из эвакуации летом 1942 года, спасла от разграбления и гибели практически все его работы. Посмертные ретроспективные выставки художника неоднократно проходили в Ленинграде, Москве, Ростове-на-Дону и других городах.

Творчество

Ранний период (1910-е – начало 1920-х годов) отмечен сильным влиянием неоакадемической школы, в частности, манеры его учителя Александра Яковлева. Работы этого времени, такие как "Портрет сестры" (1916) или "Натюрморт" (1916), экспонировавшиеся на выставке "Мира искусства" в 1917 году, отличаются тщательным, почти графичным рисунком, детализацией и сдержанным, подчас монохромным колоритом. В них чувствуется изучение классического наследия, в том числе произведений Валентина Серова, и некоторая робость в обращении с цветом.

Переломным этапом, освободившим его палитру и манеру, стало увлечение натюрмортом и народным искусством во второй половине 1920-х годов. Изучая расписные вывески, игрушки и живопись по клеёнке, Гринберг нашёл способ преодолеть академическую суховатость. Он начал писать смелыми, широкими мазками, часто используя тёмный подмалёвок или чёрную клеёнку как основу, что придавало его работам особую декоративную звучность и контрастность.

Наиболее значительные достижения художника связаны с пейзажным жанром, который стал доминирующим в 1930-е годы. Его городские виды Ленинграда — не парадные панорамы, а камерные, часто безлюдные сцены, проникнутые тонким лиризмом и ощущением гармонии между строгой архитектурой и природной средой. В серии "Новый Ленинград" (1934–1935) он обратился к изображению новостроек, используя уже светлый грунт и высветленную палитру, но сохраняя свойственную ему обобщённость форм и конструктивность композиции. Художник часто работал по памяти, опираясь на краткие цветовые заметки, что позволяло ему свободно интерпретировать натуру, обобщать и типизировать образ.

В последние предвоенные годы Гринберг вернулся к портрету, создав ряд крупноформатных работ ("Портрет Л. С. Гингера", "Портрет М. Г. Гингера" и др.). Эти картины, написанные за один-два сеанса, отличаются мощной живописной лепкой, обобщённостью и глубоким психологизмом, иногда с оттенком гротеска.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(