11 июня 1902г - 29 мая 1963г
Советский композитор, автор 5 симфоний, оперы "Укрощение строптивой" и знаменитой симфонии "Ленин". Мастер камерной музыки. Блестяще завершил оперу Мусоргского "Сорочинская ярмарка". Дважды лауреат Сталинской премии.
Родился 11 июня 1902 года в Омске в интеллигентной семье. Его отец, Яков Васильевич, преподавал математику в местной гимназии, а позже организовал певческий хор с инструментальным ансамблем в Омском сельскохозяйственном училище, где работал воспитателем. Именно в этой творческой атмосфере, поселившись на территории училища в 1915 году, формировался музыкальный вкус будущего композитора.
Систематическое музыкальное образование Шебалин начал получать с десяти лет в фортепианных классах омского отделения Русского музыкального общества. После окончания гимназии в 1919 году он неожиданно поступил на агрономический факультет Сибирского института сельского хозяйства и промышленности, где проучился полтора года. Однако тяга к музыке победила — в 1921 году он написал своё первое сочинение "Скерцо для большого оркестра" и несколько фортепианных пьес. В этот период Шебалин активно участвовал в художественной жизни Омска, входя в футуристическую группу "Червонная тройка" вместе с художником Владимиром Уфимцевым и поэтом Леонидом Мартыновым.
С 1921 по 1923 год Шебалин учился в Омском музыкальном училище, где его наставниками были М.И. Невитов (композиция) и Б. Медведев (фортепиано). Решающим этапом в его становлении стала московская консерватория (1923-1928), где он занимался в классе композиции у Николая Мясковского, оказавшего огромное влияние на его творческое развитие. В 1920-х годах Шебалин стал активным участником Ассоциации современной музыки и так называемого "Ламмовского кружка", собиравшегося в квартире педагога консерватории П.А. Ламма. Здесь сложилась его тесная дружба с Дмитрием Шостаковичем, продолжавшаяся всю жизнь.
С 1928 года началась педагогическая деятельность Шебалина в Московской консерватории, а в тяжелейшие военные годы (1942-1948) он возглавлял это учебное заведение в качестве ректора. Его отстранили от руководства после печально известного постановления 1948 года о борьбе с формализмом, но позже он смог вернуться к преподавательской работе. Среди его учеников — целая плеяда выдающихся композиторов: Тихон Хренников, Оскар Фельцман, Карен Хачатурян, Борис Чайковский, Александра Пахмутова, Эдисон Денисов, София Губайдулина и многие другие.
Создал пять симфоний, среди которых особое место занимает симфония "Ленин" на стихи Владимира Маяковского (1931), впоследствии переработанная в 1959 году. Его опера "Укрощение строптивой" по Шекспиру (1957) стала значительным явлением в советском музыкальном театре.
Шебалин проявил себя как блестящий мастер камерной музыки, создав многочисленные струнные квартеты, среди которых "Славянский квартет" был удостоен Сталинской премии в 1943 году. Его вокальные сочинения — хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов, романсы — отличаются глубоким проникновением в поэтический текст и изысканностью музыкальной речи.
Особую страницу в творчестве Шебалина составляет его работа по завершению и редакции произведений классиков русской музыки. Он блестяще инструментовал незаконченную оперу Модеста Мусоргского "Сорочинская ярмарка", благодаря чему это произведение вошло в постоянный репертуар оперных театров. Композитор также работал над восстановлением партитуры Симфонии на две русские темы Михаила Глинки и создал редакцию оперы "Запорожец за Дунаем" Семёна Гулака-Артемовского.
Написал партитуры к таким известным фильмам, как "Глинка" (1947), "Жуковский" (1950), "Фронтовые подруги" (1941) и другим. Его музыка к драматическим спектаклям и радиопостановкам, включая памфлет "Джим Куперкоп" для Еврейского государственного театра в Белоруссии (1930), демонстрирует универсальность его дарования.