2 ноября 1893г - 26 сентября 1937г
Пензенская область, Малосердобинский район, Ключи
График, Живописец, Иллюстратор, Художник
Русская и советская художница-авангардистка, иллюстратор, один из ключевых деятелей художественного авангарда 1920–1930-х годов. Ученица Бернштейна, соратница Малевича, участница УНОВИСа. Основала артель "Сегодня", создавая новаторские детские книги в технике линогравюры. Работала с Хармсом и Введенским, возглавляла Витебский худпрактин после Шагала.
Родилась в семье помещика, председателя земской управы. В детстве после травмы, полученной при падении с лошади, могла передвигаться только с костылями. Получила образование в Европе, где также проходила лечение.
В 1911 году поступила в студию М. Бернштейна, где увлеклась кубизмом и футуризм. В 1915–1916 годах входила в футуристический кружок "Бескровное убийство", издавала одноимённый журнал. В 1917 году окончила Археологический институт. В 1918 году основала артель "Сегодня", выпускавшую новаторские детские книги, созданные как целостные художественные объекты с использованием техники линогравюры и ручной раскраски.
В 1919 году была направлена Наркомпросом в Витебск, где преподавала в Народном художественном училище, а в 1921 году стала ректором Витебского художественно-практического института после ухода М. Шагала. Пригласила К. Малевича для преподавания, стала активной участницей УНОВИСа, пропагандировала идеи супрематизма.
В 1922 году вернулась в Петроград, возглавила лабораторию цвета в Государственном институте художественной культуры. Работала как живописец, график и иллюстратор, сотрудничала с журналами "Чиж" и "Ёж", оформила книги Д. Хармса, А. Введенского, Е. Шварца и других. В конце 1920-х годов организовала творческое объединение "группа живописно-пластического реализма".
25 декабря 1934 года была арестована по обвинению в "антисоветской деятельности". 29 марта 1935 года осуждена на три года лагерей. Повторно осуждена 20 сентября 1937 года и расстреляна в лагере под Карагандой 26 сентября 1937 года. Реабилитирована в 1989 году.
Творческое наследие Веры Ермолаевой отличается художественным новаторством и разнообразием. Как иллюстратор она разработала уникальный стиль, сочетающий элементы кубизма, футуризма и супрематизма. Её работы для детских книг, созданные в артели "Сегодня", стали прорывом в области конструирования книги как целостного художественного организма.
Особую ценность представляют её линогравюры, которые часто раскрашивались вручную, что придавало каждому экземпляру уникальность. В поздний период творчества разрабатывала принципы "живописно-пластического реализма", продолжая исследовать возможности цвета и формы.
Ермолаева также внесла значительный вклад в театрально-декорационное искусство, создав эскизы к авангардной опере "Победа над солнцем". Её педагогическая деятельность оказала влияние на становление нескольких поколений советских художников. Несмотря на трагическую судьбу, творческое наследие Веры Ермолаевой продолжает оказывать влияние на современное искусство и дизайн.