23 октября 1945г - 11 августа 1976г
Русская поэтесса, автор-исполнитель (бард), чьё негромкое, но глубокое творчество стало одной из пронзительных и трагических страниц в истории отечественной бардовской песни второй половины XX века.
Родилась в семье военного, подполковника Ильи Николаевича Матвеева, и врача, что во многом предопределило её скитальческую юность и позднее — стойкое мужество в борьбе с болезнью. Детство и отрочество прошли в постоянных переездах по гарнизонам Дальнего Востока. Музыкальная одарённость проявилась у неё рано: вместе с сестрой Ольгой она училась в музыкальной школе по классу фортепиано, но систематического образования не завершила. Гораздо более органичным для неё стало сочинительство — первые стихи и песни она начала писать ещё в школьные годы.
В конце 1950-х годов семья на год переехала в Пекин, куда был командирован отец. Это краткое знакомство с иной культурой оставило след в её восприятии мира. Вернувшись в СССР, Вера поступила в московскую спецшколу с изучением китайского языка, однако проучилась там лишь полгода до её закрытия. В первой половине 1960-х годов, ещё не определившись с жизненным путем, она сменила ряд занятий: работала разнорабочей на заводе, корректором в газете "Московский комсомолец", лаборантом в Артиллерийской академии имени Дзержинского. В 1965 году она поступила в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) имени Куйбышева, который окончила в 1970 году, получив диплом инженера-строителя. Однако её истинным призванием была не архитектура, а поэзия.
Расцвет её творчества, большая часть которого была записана на магнитные ленты друзьями, пришёлся на период с 1965 по 1973 год. Её песенный мир был камерным, интимным, построенным на тонкой лирической исповеди. Она сочиняла музыку и слова, а также писала песни на стихи своей знаменитой тёзки и дальней родственницы Новеллы Матвеевой, Давида Самойлова, Константина Библа, Редьярда Киплинга. Её мелодии, часто с элементами романса и городского фольклора, отличались необычной, "висячей" гармонией и запоминающейся простотой. Исполняла она их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре негромким, хрупким, но невероятно выразительным голосом, в котором слышались и детская чистота, и горькая мудрость.
В 1970 году, сразу после окончания института, у Веры Матвеевой обнаружили злокачественную опухоль мозга — ангиосаркому. В нейрохирургическом институте имени Бурденко сложнейшую операцию блестяще провёл легендарный хирург Святослав Фёдоров. Операция прошла успешно, но врачи давали ей не более 5-6 лет жизни. Этот приговор стал центральной темой её позднего творчества. В стихах и песнях этих лет ("Будет без меня апрель…", "В больничном саду", "Реквием") тема предстоящего ухода звучала не с надрывом, а с просветлённой печалью, любовью к миру и тихим принятием судьбы. Вернувшись к активной жизни, она выступала на квартирниках вместе с друзьями-музыкантами — Виктором Луферовым, Владимиром Бережковым, Александром Мирзаяном, публиковала стихи в журнале "Наука и жизнь". За год до смерти она обрела личное счастье, выйдя замуж во второй раз.
Вера Ильинична Матвеева скончалась 11 августа 1976 года, предсказание врачей сбылось почти точно. Она похоронена на Новосходненском (Фирсановском) кладбище в Химках.
В 1978 году фирма "Мелодия" выпустила первую грампластинку с её песнями, в 1989-м — двойной альбом "И стану я рекой". С 1981 года в Подмосковье ежегодно проводятся песенные слёты её памяти. Ей посвящали песни Владимир Бережков, Елена Фролова, Зоя Ященко, группа "Белая Гвардия", а её "Песенку про чёрную гуашь и надежду" включил в свой альбом Егор Летов.