20 марта 1905г - 3 марта 1973г
Ростовская область, Ростовская агломерация, Ростов-на-Дону
Советская писательница, трижды лауреат Сталинской премии (1947, 1948, 1950). Автор знаковых произведений "Спутники", "Серёжа" и "Кружилиха", ставших классикой военной и детской прозы.
Родилась в Ростове-на-Дону в семье, чья судьба отразила социальные потрясения эпохи. Её отец, происходивший из известной ростовской купеческой семьи Грибановых, к началу века разорился и вынужден был работать скромным служащим в городском банке. Его трагическая гибель — он утонул при невыясненных обстоятельствах, когда Вере было всего пять лет, — оставила семью в бедственном положении. Мать, получившая образование учительницы музыки, была вынуждена работать служащей в конторе, и их спасала лишь небольшая пенсия от банка.
Образование юной Веры было прервано революцией: она успела окончить лишь четыре класса частной гимназии С.Я. Любимовой, после чего была вынуждена заняться самообразованием. Уже в 15 лет, чтобы помочь семье в голодные годы, она начала давать уроки. Судьбоносным стал 1922 год, когда её взяли в редакцию газеты "Трудовой Дон" — с условием взять псевдоним. Так появилась журналистка Вера Вельтман. Её личная жизнь была насыщенной и сложной: первый брак с поэтом Арсением Старосельским подарил ей дочь Наташу, а второй — с журналистом Борисом Вахтиным, отцом её сыновей, оказался омрачён политическими преследованиями. После убийства Кирова в 1934 году Вахтин был арестован как "троцкист", а сама Панова, опасаясь ареста, была вынуждена бежать с детьми и матерью в село Шишаки на Полтавщине, где скрывалась у родственников.
Свой путь в большую литературу Панова начала почти отчаянно: в 1939 году, уже после некоторого ослабления репрессий, она рискнула отправить на конкурс для колхозных театров пьесу "Илья Косогор" и получила первую премию. Успех закрепила пьеса "В старой Москве", которую пожелали ставить столичные театры, однако как жене "врага народа" Пановой было запрещено селиться в Москве или Ленинграде. С помощью знакомых она обосновалась в Пушкине, но там её застала война. Не успев эвакуироваться до прихода немцев, она с дочерью чудом сумела вернуться к сыновьям в Шишаки, а в конце 1943 года перебралась в Пермь. Работа военным корреспондентом в санитарном поезде, которую она описала впоследствии, стала основой для её знаменитого романа "Спутники".
Несмотря на официальное признание и три Сталинских премии, её жизнь в литературе была полна противоречий. С одной стороны, она выступила с осуждением Пастернака на травле вокруг "Доктора Живаго", что вписывалось в образ лояльной советской писательницы. С другой — её муж и сын активно защищали Иосифа Бродского во время его суда, а литературным секретарём Пановой в 1960-х годах был молодой Сергей Довлатов, тепло вспоминавший её в своих текстах. Именно Пановой доверил свою первую большую работу в кино Георгий Данелия, сняв по её повести "Серёжа" фильм, который принёс ему всесоюзное признание. Умерла Вера Фёдоровна 3 марта 1973 года в Ленинграде и была похоронена на Комаровском кладбище.
Её литературная звезда взошла стремительно после войны: три Сталинских премии подряд (в 1947, 1948 и 1950 годах) за произведения "Спутники", "Кружилиха" и "Ясный берег" сделали её одной из самых известных и издаваемых писательниц страны.
Панову часто называют мастером "женской прозы", однако её творчество выходит далеко за эти рамки. Она обладала редким даром психологического реализма, позволявшим ей создавать живые, объемные характеры. Роман "Спутники", основанный на личном опыте работы в санитарном поезде, стал новаторским для военной прозы — он показывал войну не с линии фронта, а изнутри подвижного госпиталя, где жизнь, смерть и любовь переплетались в напряжённом пространстве вагонов. Повесть "Серёжа", экранизированная Георгием Данелией, стала классикой детской литературы, тонко и пронзительно передающей мир ребёнка.
Несмотря на то, что её произведения соответствовали канонам социалистического реализма, Пановой удавалось наполнять их универсальными темами: нравственного выбора, семейных отношений, милосердия и поиска своего места в жизни. Её позднее творчество, такое как роман "Лики на заре", считается более сложным и философским. Вера Панова оставила после себя не только литературные тексты, но и знаменитые "Заметки литератора" — размышления о писательском труде, которые являются ценнейшим документом эпохи.