24 марта 1955г
Татарская оперная певица, народная артистка России и Татарстана. Солистка Татарского театра оперы и балета с 1982 года. Прославилась в партиях Джильды ("Риголетто"), Виолетты ("Травиата") и Марфы ("Царская невеста"). Лауреат премии Тукая. С успехом гастролировала в Европе и Америке.
Родилась 24 марта 1955 года в Казани в семье, где музыка была неотъемлемой частью повседневной жизни. Её отец виртуозно играл на гармони, а мать обладала прекрасным голосом и часто радовала гостей народными песнями. Детство будущей певицы прошло в атмосфере глубокого уважения к татарским музыкальным традициям. Уже в татарской школе № 89 имени Г. Ибрагимова раскрылся её незаурядный вокальный дар — она стала солисткой школьного хора и ансамбля "Саз" под руководством Рифката Гумерова.
Профессиональное становление Ганеевой началось в музыкальном училище имени Аухадеева, где её педагогом стала К. З. Щербинина, заложившая основы вокальной техники. Продолжив образование в Казанской государственной консерватории, Венера Ахатовна занималась под руководством выдающихся мастеров — В. А. Лазько и Н. К. Даутова, который сыграл особую роль в её творческой судьбе. Именно он пригласил молодую певицу в Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, где с 1982 года началась её блестящая сценическая карьера.
Творческий путь Венеры Ганеевой в Татарском оперном театре начался с дебюта в опере Жоржа Бизе "Кармен", где она исполнила партию цыганки Фракситы. Однако настоящим прорывом стала её работа над партией Марфы в "Царской невесте" Римского-Корсакова, продемонстрировавшая не только вокальное мастерство, но и глубокое драматическое дарование певицы.
Международное признание пришло к Ганеевой после триумфальных гастролей в Нидерландах, где она 15 раз исполнила партию Джильды в опере Верди "Риголетто". Нидерландская пресса восторженно отозвалась о её исполнении, особо отметив виртуозность вокала и артистизм. Не менее успешным стало воплощение образа Виолетты в "Травиате", где певица продемонстрировала редкое сочетание лиризма и драматической выразительности.
Особое место в творчестве Ганеевой занимает работа над татарским оперным репертуаром. Она стала первой исполнительницей многих произведений современных татарских композиторов — Резеды Ахияровой, Резеда Калимуллина, Ленара Батыр-Булгари. Её уникальный голос — соло-сопрано — звучал в спектакле "Пер Гюнт" Эдварда Грига, а также в балетах "Тысяча и одна ночь" Фикрета Амирова и "Сказание о Йусуфе" Леонида Любовского.
Среди наиболее значительных работ певицы — партия Розины в "Севильском цирюльнике" Россини, Снегурочки в одноимённой опере Римского-Корсакова, Алтынчеч в опере Назиба Жиганова.
С 1999 года Венера Ахатовна успешно сочетает сценическую деятельность с педагогической работой, возглавляя кафедру сольного пения в Казанском университете культуры и искусств.
Активная концертная деятельность певицы включает выступления в Германии, Бельгии, США, Турции и многих других странах, где она с неизменным успехом представляет татарское оперное искусство.
В 1992 году ей было присвоено звание народной артистки Республики Татарстан, а в 1995 году — народной артистки Российской Федерации. В 1997 году певица стала лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.
Государство отметило её достижения орденами Дружбы (2006) и Почёта (2020), а также орденом Дружбы Республики Татарстан (2006). В 2018 году Венера Ганеева была награждена почётной грамотой Президента Российской Федерации. Особого признания со стороны земляков она удостоилась в 2015 году, когда её имя было занесено в Книгу почёта Казани.