26 октября 1842г - 13 апреля 1904г
Вологодская область, Череповецкий район, Череповец
Живописец, Литератор, Художник
Русский художник-баталист, реформатор батального жанра. Участник Туркестанских походов и русско-турецкой войны, награждён Георгиевским крестом за оборону Самарканда. Создатель знаменитых циклов: "Туркестанская серия" с "Апофеозом войны", "Балканская" и "Индийская поэма". Его новаторство — в беспощадной правдивости изображения войны, отказе от парадности.
Родился в Череповце в дворянской семье. Получив образование в Морском кадетском корпусе, он отказался от военной карьеры и поступил в Академию художеств, а затем продолжил обучение в Париже под руководством Жана-Леона Жерома.
Судьбоносным стало его участие в Туркестанской кампании (1867-1868), где он не только создавал этюды, но и проявил личное мужество при обороне Самаркандской цитадели, за что был награждён Георгиевским крестом 4-й степени. Эти впечатления легли в основу знаменитой "Туркестанской серии", вызвавшей одновременно восторг и скандал — император Александр II выразил недовольство "антипатриотическим" характером картин.
Верещагин постоянно путешествовал: Индия (1874-1876, 1882-1883), Палестина (1884), США (1889, 1902), Япония (1903). Его художественные исследования охватывали как военные конфликты (русско-турецкая война 1877-1878, где он был тяжело ранен), так и культурные традиции разных народов.
Трагическая гибель художника 13 апреля 1904 года при взрыве броненосца "Петропавловск" под Порт-Артуром во время русско-японской войны стала символическим завершением его жизни — он до конца оставался с русской армией, документируя ужасы войны своей кистью.
Верещагин радикально преобразовал батальный жанр, отказавшись от парадного изображения войны. Его кредо выражалось в словах: "Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И вдруг я должен писать эту драму". Художник создавал многомерные произведения, где документальная точность сочеталась с философским осмыслением войны.
Центральное место в творчестве занимают эпические циклы: "Туркестанская серия" (1871-1874) с знаменитым "Апофеозом войны", "Балканская серия" (1877-1881), "Индийская поэма" (1870-1880-е), "Трилогия казней" (1884-1887). Особую группу составляют евангельские работы, созданные после путешествия по Палестине.
Верещагин-новатор экспериментировал с цветом и светом, особенно в поздних работах, созданных под впечатлением от Японии. Его выставки в Европе и Америке вызывали огромный общественный резонанс, а критические высказывания о колониальной политике и милитаризме сделали его одной из самых противоречивых фигур своего времени.
Художественное наследие Верещагина, хранящееся в ведущих музеях мира, продолжает оставаться актуальным предостережением против романтизации войны и насилия.
Его имя носят улицы в городах России и Украины: Санкт-Петербурге (Ломоносов), Череповце, Воронеже, Екатеринбурге, Киеве, Днепре и других. В Пермском крае существует город Верещагино, где установлен памятник-бюст художнику.
На родине художника, в Череповце, сохранился дом-музей на Социалистической улице, где он родился и жил до отъезда в кадетский корпус. Здесь же установлен памятник-бюст работы скульпторов Едунова и Портянко (1957). Центральная городская библиотека Череповца с 1967 года носит его имя, а для старшеклассников проводится специальный "Верещагинский проект".
Николаевский художественный музей в Украине, основанный в 1914 году, также носит имя Верещагина. В космическом пространстве его имя запечатлено в названии астероида (3410) Верещагин, открытого в 1978 году.