13 января 1898г - 12 мая 1951г
Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбов
Советский актёр, народный артист СССР. Более 25 лет служил в Театре им. Моссовета. Звездой кинематографа его сделали роли в фильмах о войне: Степан Кочет в "Секретаре райкома" и Николай Фаюнин в "Нашествии".
Родился 1 (13) января 1898 года в Тамбове в семье мелкого железнодорожного служащего. Его детство было трудным: рано потеряв отца, в 1906 году он оказался в сиротском доме. После окончания Тамбовского городского училища в 1910 году и железнодорожного училища в 1915 году, он начал свой путь в искусстве с самых низов — устроившись рабочим сцены и статистом в Тамбовский городской театр антрепренёра Фёдора Пикулина. Этот опыт стал для него первой, суровой школой театрального искусства.
С 1918 года он начал выступать как актёр в Передвижной труппе Политпросвета, а затем в Первом советском рабочем театре Тамбова, где получил свою первую значительную роль — старика Ланца в пьесе "Туннель". Параллельно он учился в драматической студии при Тамбовском отделе народного образования, которую успешно окончил в 1920 году. В том же году он был призван в Красную Армию, где служил заведующим клубом пехотной школы, что развило в нём организаторские навыки. После демобилизации в 1921–1922 годах он работал актёром и режиссёром в Тамбовском городском театре имени А. В. Луначарского.
Стремясь к профессиональному росту, Ванин в 1922 году переехал в Петроград. Он играл в театре Пролеткульта "Новая драма", в знаменитом театре "Кривое зеркало", затем в Рязанском советском театре и в московском Замоскворецком театре. В 1924 году произошёл судьбоносный поворот: он был принят в Московский театр имени МГСПС (Московского губернского совета профессиональных союзов), который впоследствии стал Театром имени Моссовета. С этим коллективом была связана большая часть его творческой жизни. Здесь он раскрылся не только как мощный характерный актёр, но и как талантливый режиссёр. С 1930 по 1936 год он также преподавал в драматической школе при театре. В 1950 году, после реорганизации Камерного театра, он перешёл в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, где занял пост главного режиссёра.
Театральное творчество Ванина было необычайно разносторонним. Он создал галерею сильных, волевых, часто простых людей из народа, обладающих внутренним стержнем. Среди его лучших ролей на сцене Театра имени Моссовета — Макар Нагульнов ("Поднятая целина"), Платон Кречет ("Платон Кречет"), Николай Камень ("Обида" А. Сурова, за постановку и исполнение этой роли он получил свою третью Сталинскую премию в 1949 году). Его режиссёрские работы отличались психологической глубиной и ясностью социального звучания.
Широкую всесоюзную известность Василию Ванину принёс кинематограф. Он дебютировал в кино в 1927 году, но подлинная слава пришла к нему в 1930-е и особенно в военные годы. Он стал мастером создания образов простых, мужественных и мудрых русских людей. Его роли в фильмах "Секретарь райкома" (Степан Кочет, 1942), "Нашествие" (Николай Фаюнин, 1943) и "Фронт" (1943) стали классикой советского военного кино и были отмечены Сталинскими премиями в 1943 и 1946 годах. Также зрители запомнили его в ролях матроса Матвеева в "Ленине в Октябре" (1937) и "Ленине в 1918 году" (1939), старого большевика Ведерникова в "Члене правительства" (1939). Всего он снялся более чем в 30 фильмах.
Важнейшей частью его деятельности была педагогика. С 1944 года и до конца жизни он преподавал во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК), где в 1949 году получил звание профессора и возглавлял актёрскую мастерскую, воспитав плеяду талантливых актёров.
Василий Васильевич Ванин скончался 12 мая 1951 года в Москве на 54-м году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Его вклад в искусство был отмечен высшими званиями и наградами: заслуженный артист РСФСР (1933), народный артист РСФСР (1947) и народный артист СССР (1949). Он также был награждён орденом Ленина и тремя орденами Трудового Красного Знамени.