13 января 1866г - 11 января 1901г
Орловская область, Мценский район, Первый Воин
Русский композитор-симфонист. Создал сочинения, вошедшие в золотой фонд русской музыки. Его главное достижение — Первая симфония соль минор (1895), получившая название "самой русской симфонии" и ставшая мировым хитом. Автор симфонической картины "Кедр и пальма" и увертюры "Былина".
Родился 1 (13) января 1866 года в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии (ныне деревня Первый Воин Мценского района). Он происходил из семьи мелкого чиновника. Начальное образование получил в Орловской духовной семинарии, где проявились его музыкальные способности: он пел в хоре, а позже и дирижировал им, самостоятельно осваивая основы теории музыки. Его младший брат, Виктор Сергеевич, также стал композитором, хотя и не достиг такой известности.
В 1884 году, стремясь к профессиональному образованию, Калинников отправился в Москву и поступил в подготовительные классы при Московской консерватории. Однако отсутствие средств для оплаты обучения привело к его отчислению уже через несколько месяцев. Несмотря на это, ему удалось найти возможность учиться бесплатно в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, куда он был принят в 1885 году. Поскольку единственным бесплатным классом был класс фагота, ему пришлось изучать этот инструмент, хотя игра на духовых была категорически противопоказана из-за начинающихся проблем с лёгкими. Параллельно он занимался композицией у таких педагогов, как Сергей Кругликов, Александр Ильинский и Павел Бларамберг. Для расширения кругозора он также посещал лекции знаменитого историка Василия Ключевского в Московском университете.
Годы учёбы и начала самостоятельной жизни были полны материальных трудностей. Чтобы заработать на жизнь, Калинников играл на скрипке, фаготе и литаврах в театральных оркестрах, занимался перепиской нот. Значительную моральную и профессиональную поддержку ему оказал музыкальный критик и педагог Семён Кругликов. Талант молодого композитора был замечен и Петром Ильичом Чайковским, который в 1892 году рекомендовал его на пост дирижёра Московского Малого театра. На этом посту Калинников проработал около года, совмещая дирижирование с частными уроками теории музыки.
Осенью 1892 года у композитора, чьё здоровье всегда было слабым, обнаружился туберкулёз. По совету врачей он был вынужден оставить Москву и переехать в Крым, надеясь на целебный климат. Он поселился в Ялте, где провёл последние восемь лет своей жизни. Несмотря на прогрессирующую болезнь, бедность и изоляцию от активной музыкальной жизни столиц, этот период стал самым плодотворным в его творчестве. В Крыму его навещал Сергей Рахманинов, который знакомил его с новыми сочинениями, исполняя их на фортепиано, и поддерживал творческий дух коллеги.
Василий Сергеевич Калинников скончался от туберкулёза 29 декабря 1900 года (11 января 1901 года по новому стилю) в Ялте в возрасте 34 лет. Он был похоронен на Поликуровском мемориальном кладбище. На его надгробии, как символ творческого бессмертия, высечена нотами главная тема из его Первой симфонии.
Его стиль сложился под влиянием композиторов "Могучей кучки" и, особенно, Петра Чайковского, сочетая лирическую напевность, эпическую широту и ясность классической формы. Несмотря на следование традициям, его музыка отличается яркой индивидуальностью, искренностью и глубоким национальным колоритом.
Безусловной вершиной его творчества и самым известным произведением является Первая симфония соль минор, законченная в 1895 году и посвящённая С. Н. Кругликову. Впервые исполненная в 1897 году в Киеве под управлением дирижёра Александра Виноградского, симфония имела оглушительный успех. Её часто называют "самой русской симфонией" за пронизывающий её светлый, певучий лиризм, близость к народно-песенным истокам и эпическую мощь отдельных частей. Это сочинение прочно вошло в мировой симфонический репертуар, став визитной карточкой композитора. Вслед за ней была создана Вторая симфония ля мажор (1897), также отмеченная мелодическим богатством, но не получившая такой же популярности.
Среди других оркестровых сочинений выделяются симфоническая картина "Кедр и пальма" (по Генриху Гейне, 1898) и увертюра-фантазия "Былина" (ориентировочно 1892-1893). Последняя примечательна тем, что её начальная тема обнаруживает мелодическое и гармоническое сходство с темой Государственного гимна СССР (и современного гимна России), что породило дискуссии о возможных заимствованиях, хотя прямых доказательств знакомства Александра Александрова с этой малоизвестной при его жизни увертюрой нет. Также Калинников является автором музыки к трагедии Алексея Толстого "Царь Борис" (1899), ряда хоровых произведений, романсов и фортепианных пьес.