18 января 1897г - 3 июня 1922г
Калужская область, Жиздринский район, Жиздра
Русский художник-график, живописец, теоретик искусства, один из основателей и наиболее значительных представителей творческого объединения "Маковец". Гениальный рисовальщик, чьё творчество, проникнутое глубоким философским и эсхатологическим пафосом, стало связующим звеном между авангардом 1910-х и духовными исканиями искусства 1920-х годов. Его монументальные графические циклы "Воскрешение мёртвых" и "Голод в Поволжье" являются вершиной русской графики начала XX века.
Родился 6 января 1897 года в городе Жиздра (Калужская губерния). Детство Василия Чекрыгина прошло в Киеве. Здесь он получил первые художественные впечатления и навыки, обучаясь в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, что оказало глубинное влияние на его будущее творчество, отмеченное религиозной и символистской образностью. В тринадцатилетнем возрасте, проявив незаурядные способности, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В Москве его жизнь круто изменилась: он сблизился с кругом будущих футуристов, познакомившись с Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком, а также стал близким другом и, фактически, членом семьи архитектора Фёдора Шехтеля, проживая в его доме вместе с сыном архитектора, художником Львом Жегиным. Именно Чекрыгин стал первым иллюстратором Маяковского, создав в 1913 году знаменитые литографии для поэтической книги "Я!", что стало ярким образцом раннего футуристического издания.
Однако новаторский дух его работ быстро привёл к конфликту с академическими устоями училища. После скандала, вызванного его работами на выставке МУЖВЗ, и лишения стипендии он был вынужден прервать обучение. В 1914 году вместе с Львом Жегиным он отправился в путешествие по Европе (Вена, Мюнхен, Париж, Испания), где познакомился с новейшими течениями западного искусства. Вернувшись в Россию, он был призван на фронт Первой мировой войны, служил пулемётчиком под Двинском. После революции 1917 года он активно включился в новую культурную жизнь: работал в Комиссии по охране художественных ценностей, преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, сотрудничал с отделом плаката Наркомпроса. В июле 1920 года он женился на Вере Викторовне Беренштам (Котовой), ставшей его верной спутницей.
Короткий период начала 1920-х годов стал временем невероятного творческого взлёта и философского становления художника. В это время он создаёт свои главные графические циклы, проникнутые трагизмом эпохи: "Расстрел" (1920), "Сумасшедшие" (1921) и, самое главное, грандиозный цикл "Воскрешение мёртвых" (1921–1922), вдохновлённый философией "общего дела" Николая Фёдорова, и пронзительную серию "Голод в Поволжье" (1922). Параллельно Чекрыгин становится одним из главных идеологов и организаторов общества "Искусство-жизнь", позже получившего название "Маковец", чей манифест призывал к синтезу духовных традиций и новейших художественных форм. Его теоретическая работа "О Соборе Воскрешающего музея" (1921) стала манифестом этого объединения.
Жизнь и стремительно развивающийся талант художника были трагически оборваны в самом начале пути. 3 июня 1922 года, в возрасте 25 лет, Василий Чекрыгин попал под поезд на подмосковной станции Мамонтовка (по разным версиям, это был несчастный случай или самоубийство на почве душевного кризиса) и скончался на руках у жены. Он был похоронен на Боголюбском кладбище близ деревни Акулово. Его братья, поэты Пётр и Николай Чекрыгины, были расстреляны в 1925 году по сфабрикованному делу о "фашистской организации". Долгое время творчество Чекрыгина оставалось в тени, и первая его персональная выставка состоялась лишь в 1956 году. Сегодня его наследие, хранящееся в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковской галерее и Русском музее, признано одной из вершин русского искусства эпохи революционного перелома.