Перов Василий Григорьевич

Перов Василий Григорьевич - российский живописец, портретист, художник

2 января 1834г - 10 июня 1882г

Тюменская область, Тобольский район, Тобольск

Живописец, Портретист, Художник

Русский живописец, ключевая фигура русского реализма, основатель Товарищества передвижников. Новатор бытового жанра: от сатиры ("Сельский крестный ход на Пасхе") перешел к социальной трагедии ("Тройка", "Проводы покойника"). Создал галерею глубоких психологических портретов (Достоевский, Островский).

Биография

Родился в конце декабря 1833 года (по новому стилю — в начале января 1834) как незаконнорожденный сын барона Георгия (Григория) Карловича Криденера, губернского прокурора, и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Хотя вскоре родители обвенчались, права на дворянскую фамилию и титул отца мальчик был лишен. Долгое время в документах он фигурировал под фамилией "Васильев" — по имени своего крёстного отца. Знаменитая фамилия "Перов" — это не наследственная, а личная заслуга: её дал ему учитель грамоты, заштатный дьячок, оценивший усердие и виртуозное владение ученика пером для письма.

Детство будущего художника было полным скитаний: после отставки отца семья переезжала из Архангельска в родовое имение Криденеров под Дерптом, а затем в Самарскую губернию. В 1842 году они осели в селе Саблуково Нижегородской губернии, где Василий перенёс оспу, навсегда подорвавшую его зрение. Именно здесь, наблюдая за работой приглашённого отцом художника, он загорелся страстью к живописи.

Получив начальное образование в арзамасском уездном училище, он поступил в знаменитую художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе. Талант юного Перова был столь очевиден, что Ступин, вопреки всем правилам, разрешил ему раньше других работать с масляными красками, пророчески заметив: "Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник". Покинув школу из-за конфликта, Перов вернулся к родителям и всерьёз занялся самостоятельным творчеством, создав для местной церкви свою первую большую работу — "Распятие".

В 1852 году Перов, полный амбиций, приезжает в Москву и на следующий год поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Годы учебы были сопряжены с крайней нуждой, и молодой художник был близок к отчаянию. Спасла его отеческая забота преподавателя Е. Я. Васильева, который взял его к себе в дом.

Уже в стенах училища проявился его острый социальный взгляд. В 1857 году картина "Приезд станового на следствие" приносит ему большую серебряную медаль. Критики сразу увидели в нем наследника Павла Федотова. Следующие работы — "Первый чин. Сын дьячка..." (малая золотая медаль, 1860) и, особенно, "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861) — утвердили его как смелого новатора и критика общественных язв. Последняя картина, купленная Павлом Третьяковым, вызвала скандал в консервативных кругах, вплоть до угрозы церковного суда для художника.

Несмотря на это, за картину "Проповедь в селе" Перов получает большую золотую медаль и право на заграничную поездку. С 1862 по 1864 год он жил в Европе (Германия, Париж), но европейские сюжеты не вдохновили его. Тоскуя по России, он добился досрочного возвращения, убедив Академию, что только на родине сможет создать что-то по-настоящему значительное.

Возвращение в Москву ознаменовало самый плодотворный период его творчества. Он переходит от сатиры к глубокой социальной драме. Картины "Проводы покойника" (1865), "Тройка" (1866) и "Утопленница" (1867) потрясают современников трагическим изображением народной доли. За "Тройку" и "Приезд гувернантки" он удостаивается звания академика.

С конца 1860-х Перов активно включается в общественную жизнь. Вместе с Иваном Мясоедовым он становится идейным вдохновителем и одним из учредителей Товарищества передвижных художествнных выставок (ТПХВ), войдя в его правление.

В 1870-е годы, наряду с жанровыми сценами ("Охотники на привале", "Птицелов"), он создает галерею великих портретов русской интеллигенции по заказу Третьякова: А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева. Эти работы стали вершиной его портретного мастерства, раскрывающего всю глубину внутреннего мира личности.

Последние годы жизни художника были омрачены болезнью (чахоткой) и сложными духовными поисками. Он отошёл от передвижников в 1877 году, его творчество приобрело мрачный, философский характер. Он многократно обращался к исторической теме ("Суд Пугачёва"), писал евангельские сцены и полотна на тему религиозного фанатизма ("Никита Пустосвят. Спор о вере").

После простуды на охоте чахотка стремительно прогрессировала. Василий Григорьевич Перов скончался 29 мая (10 июня) 1882 года в больнице под Москвой, не дожив до 50 лет. Он был похоронен на кладбище Донского монастыря.

Творчество

Творчество Перова стало поворотным пунктом в развитии русского искусства. Если его ранние работы ("Сельский крестный ход на Пасхе", "Чаепитие в Мытищах") продолжали традиции федотовской сатиры, бичуя пороки духовенства и чиновничества, то в зрелый период он поднял бытовой жанр до уровня высокой трагедии.

Картины "Проводы покойника" и "Тройка" — это уже не просто критика, это пронзительная эпопея о народном горе. Художник строит композицию так, что его герои — обездоленные, униженные, изможденные трудом — смотрят на зрителя с немым укором. Этот прямой диалог между картиной и публикой был художественным открытием Перова. Он демонстрировал жизнь без прикрас, за что его часто упрекали в "тенденциозности" и "мрачности", но именно эта правда сделала его искусство мощным социальным явлением.

В области портрета Перов проявил себя как глубочайший психолог. Его кисть раскрывала не просто внешнее сходство, а внутреннюю суть человека, его "духовный каркас". В знаменитой серии портретов для Третьяковской галереи он создал собирательный образ русской интеллигенции 1860-1870-х годов.

Портрет Ф. М. Достоевского (1872) считается каноническим. Художнику удалось передать всю сложность натуры писателя: его сосредоточенный, ушедший в себя взгляд, сцепленные в нервном порыве руки — это образ человека, терзаемого вечными вопросами бытия. Столь же выразительны портреты Островского, Погодина, Писемского, где каждый жест, каждая деталь подчеркивает характер и общественную роль модели.

К концу жизни Перов, разочарованный в силе прямого социального высказывания, всё чаще обращался к историческим сюжетам. Главной его работой в этом жанре стал "Суд Пугачёва", над которым он трудился много лет, пытаясь найти идеальный образ народного вождя — то лихого казака, то "плюгавого мужика", то свирепого изверга.

Особое место в его наследии занимают "охотничьи" сцены — "Охотники на привале", "Птицелов", "Рыболов". Эти картины, полные мягкого юмора и лиризма, показывают другую грань таланта Перова — умение видеть радость и отдых в жизни простого человека. Они стали невероятно популярны, войдя в народную культуру в виде репродукций и лубочных картинок.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(