11 сентября 1842г - 20 января 1882г
Костромская область, Костромской район, Кострома
Яркий представитель радикальной мысли 1860-х годов, литературный критик и публицист, чья полемическая страсть и бескомпромиссная позиция снискали ему славу "русского Рошфора".
Родившийся 11 сентября 1842 года в семье чиновника, Зайцев с детства был вынужден получать домашнее образование из-за частых переездов семьи. Его академический путь отражал мятежный дух эпохи: он успел поучиться на юридическом факультете Петербургского университета, на медицинском факультете Московского университета и в Петербургской медико-хирургической академии, но ни один курс так и не завершил.
Пик его влияния пришёлся на 1863-1865 годы, когда он стал одним из самых активных сотрудников журнала "Русское слово". Именно здесь он снискал громкую, хотя и скандальную, известность благодаря радикальному "отрицанию эстетики" и беспрецедентно резким выпадам против признанных авторитетов. Став одним из застрельщиков знаменитого "Раскола в нигилистах" — ожесточённой полемики между "Русским словом" и "Современником", — Зайцев стремился перевести сложные вопросы искусства и морали на язык вульгарного материализма, популярного среди радикальной молодёжи. Его искренность и эрудиция порой оборачивались против него: так, в пылу полемики он с жаром, но нелепо доказывал, что Шопенгауэр был материалистом в духе Фохта.
В конце 1865 года, после конфликта с главным редактором, он покинул "Русское слово". Судьба его круто изменилась после покушения Каракозова в 1866 году: как и многие неблагонадежные, Зайцев был арестован и провёл несколько месяцев в одиночной камере Петропавловской крепости, что серьёзно подорвало его здоровье.
С 1869 года, лишённый возможности легально публиковаться на родине, он жил в эмиграции, влача бедственное существование за счёт уроков, лекций и переводов. За границей он сблизился с бакунистами, а в 1870-1871 годах, живя в Турине, даже организовал первую итальянскую секцию Интернационала, в междоусобной борьбе внутри которого поддерживал Михаила Бакунина.
Несмотря на изгнание, он продолжал интеллектуальную деятельность: опубликовал около 80 статей в эмигрантском издании "Общее дело", сотрудничал с "Колоколом" Огарёва и Нечаева, изредка печатался в легальных российских журналах — "Дело", "Отечественные записки". Серьёзно занявшись историей, он создал фундаментальные компилятивные труды: "Руководство всемирной истории: древняя история Востока" (1879) и "Руководство всемирной истории: древняя история Запада" (1882). Также вёл активную переводческую деятельность, познакомив русского читателя с трудами Лассаля, романом И. Ньево "Исповедь старика" и, в соредакторстве с Н.Г. Чернышевским, с монументальной "Всемирной историей" Шлоссера.
Интерес к фигуре Зайцева не угас и спустя десятилетия. В 1958 году известный советский учёный А.А. Любищев, исследуя том его "Избранных сочинений" (изданный в 1934 году в серии "Классики революционной мысли"), предпринял тщательный анализ его взглядов и роли в истории русской общественной мысли.