19 апреля 1881г - 8 ноября 1964г
Липецкая область, Елецкий район, Елец
Живописец, Пейзажист, Портретист, Художник
Русский и советский, белорусский художник. Народный художник БССР (1955), профессор (1957). Автор изображений герба БССР образцов 1927 и 1938 годов, модификация которых является нынешним официальным гербом Беларуси.
Из семьи русских художников Орловской губернии. Первым профессиональным художником был дед, крепостной, которого хозяин отправил в школу живописи и скульптуры, но забрал за несколько месяцев до окончания учебы, чтобы не давать ему вольную. Отец также был профессиональным художником жанристом и портретистом в Ельце. С детства Валентин был среди картин и художников, имел собственный альбом где делал наброски и копии. Учился в Пензенском художественном училище (1901-1907) у К. А. Савицкого, А. Ф. Афанасьева, Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург, 1907-1915) у В. Я. Савинского, П. П. Чистякова. Принимал участие в революционных событиях 1905 года в Москве.
С 1919 жил в Беларуси, с 1929 в Минске. Преподавал в Велижской народной художественной школе и Педагогическом институте (1919-1923), Витебском художественном техникуме (1923-1929), руководил художественной студией Союза архитекторов БССР (Минск, 1933-1935), художественной студией юных талантов при Доме народного творчества (Минск, 1935-1941). Преподавал в Минском художественном училище (1947-1949), Белорусском государственном театрально-художественном институте (1953-1964), с 1961 года — заведующий кафедрой рисунка. Профессор (1957).
Отец Анатолия Волкова и дед Сергея Волкова, тоже художников.
Работал в жанрах тематической живописи, писал пейзажи, натюрморты. Создавал сюжетно-тематические картины, посвященные истории Беларуси, гражданской войне в России, Великой Отечественной войне, современности. Творчеству Волкова свойственна реалистичность образов, сложность композиционных построений, в которых чувствуется влияние традиций академической школы, сдержанная цветовая гамма, точность деталей. В портретном жанре продолжал традиции психологического портрета русского реалистического искусства 2-й половины XIX в. Стремился к глубокому проникновению в характер людей, отражению их гражданской значимости.
В 1918 году в Петрограде он занимался убранством города к 1-й годовщине Октябрьской революции (эскизы панно «Вся власть Советам», «Штурм Зимнего»), эскизы к этому празднику сейчас хранятся в Государственном Русском музее. Один из первых белорусских художников создал образ В.И.Ленина («Портрет В.И.Ленина», 1926). В 1926 году он принял участие в конкурсе на создание герба БССР и победил в нем.
В 1920-1930-е годы он создал ряд монументальных панно: «Индустриализация», «Коллективизация» (обе — 1930) для таможни на станции Негорелое, декоративный фриз «Октябрь в Беларуси» для павильона БССР на Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве (1939 г.). Также был автором изображения герба БССР образца 1938 года.
Иллюстрировал и оформил ряд книг для Государственного издательства БССР (1928-1941).
Среди работ — «Кастусь Калиновский» (1923), «Баррикады» (1923), «Маленький боец» (1926), «Партизаны» (1928), «Студенты» (1947) и другие. Среди лучших произведений: портреты М. Богдановича (1927), художника М. Гусева (1950), М. Горького (1951), портреты деятелей театра имени Я. Купалы, портрет хирурга Ю. Лося, «Трактористка» (1956), портрет хирурга Р. Г. Чарковой (1960) и др. Широкую известность получила огромная композиция «Минск 3 июля 1944 года».
Валентин Волков «Минск 3 июля 1944 года»
Принимал участие в выставках с 1903 года.
Член "Общества независимых" (Санкт-Петербург, 1911-1913), комитета "Художественно-артистической ассоциации" (Санкт-Петербург, 1912), "Общины художников" (Санкт-Петербург, 1914-1920), Витебского филиала Всебелорусской Ассоциации художников (1927-1929). Член Союза советских художников БССР (с 1940).
Значительную ценность имеет наследие В. В. Волкова – портреты, пейзажи, эскизные рисунки картин, где он продемонстрировал совершенное владение пластической формой, тонкий вкус в использовании фактурных возможностей карандашного мазка, а также глубокий психологический образ.