4 мая 1924г - 22 ноября 1993г
Брянская область, Брянский район, Брянск
Советская и российская пианистка, композитор, педагог, одна из наиболее значительных фигур отечественного музыкального искусства второй половины XX века. Народная артистка СССР (1983), лауреат Сталинской премии первой степени (1951). Выдающаяся интерпретатор музыки Иоганна Себастьяна Баха и Дмитрия Шостаковича, первая исполнительница и пропагандист его монументального цикла "24 прелюдии и фуги". Её обширный репертуар, охватывавший музыку от барокко до современности, масштабная концертная и педагогическая деятельность, а также признание международными премиями, включая "Gramophone", сделали её легендой мирового пианизма.
Татьяна Николаева родилась в рабочем посёлке Бежица (ныне в составе Брянска) в семье с музыкальными традициями. Её абсолютный слух и феноменальная память проявились необычайно рано: она начала играть на фортепиано с трёх лет, а в пять уже сочиняла музыку. Семья, несмотря на скромный достаток, поддержала дарование дочери. В 1937 году она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории в класс знаменитого педагога Александра Гольденвейзера, который стал её главным наставником. Годы учёбы совпали с войной и эвакуацией. Чтобы помогать семье, юная пианистка с 1943 года работала концертмейстером в военном училище, не оставляя занятий.
В 1947 году она с отличием окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано у Гольденвейзера, а в 1950 году — по классу композиции у Виссариона Шебалина, блестяще реализовав обе свои творческие ипостаси. Её дипломной работой стал Концерт для фортепиано с оркестром, позднее удостоенный Сталинской премии. Решающим событием, определившим её международную известность, стала победа на первом Международном конкурсе имени И. С. Баха в Лейпциге в 1950 году. Именно там на неё обратил внимание член жюри Дмитрий Шостакович, поражённый глубиной и интеллектуальной мощью её игры. Эта встреча положила начало творческому союзу и личной дружбе, длившейся всю жизнь. По совету Шостаковича Николаева стала первым исполнителем его цикла "24 прелюдии и фуги" op. 87, и с тех пор её имя неразрывно связано с этой вершиной фортепианной литературы XX века.
С 1945 года, будучи солисткой Московской филармонии, Татьяна Николаева вела невероятно интенсивную концертную деятельность, дав за полвека около трёх тысяч концертов. Её репертуар был всеобъемлющ: от полного собрания клавирных сочинений Баха, включая "Искусство фуги" и "Хорошо темперированный клавир", до всех фортепианных сонат Бетховена и масштабных произведений романтиков и современных авторов. Её искусство, сочетавшее безупречную конструктивную ясность, виртуозный размах и проникновенный лиризм, снискало ей высочайший авторитет. Многие советские композиторы — Евгений Голубев, Борис Лятошинский, Андрей Эшпай — посвящали ей свои концерты.
Параллельно с исполнительством с 1959 года она преподавала в Московской консерватории, воспитав плеяду блестящих пианистов (среди её учеников — Николай Луганский, Михаил Петухов, Оксана Яблонская). Будучи профессором, а с 1985 года — заведующей кафедрой специального фортепиано, она стала продолжателем традиций школы Гольденвейзера. Её общественная деятельность была также многогранной: она избиралась депутатом, работала в жюри престижных конкурсов, была членом Союза композиторов.
Мировая слава пришла к ней в полной мере уже в последние годы жизни, после падения "железного занавеса". Её записи, в особенности третья версия "Прелюдий и фуг" Шостаковича (1991), были отмечены высшей мировой музыкальной премией "Gramophone". Трагический финал её жизни был символичен: 13 ноября 1993 года во время концерта в Сан-Франциско, исполняя именно этот цикл Шостаковича, она перенесла обширное кровоизлияние в мозг прямо на сцене. Скончалась Татьяна Петровна Николаева через девять дней, не приходя в сознание. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.