Алёшина Тамара Ивановна

Алёшина Тамара Ивановна - российский актёр, артист

10 мая 1919г - 21 сентября 1999г

Ленинградская область, Санкт-Петербург

Актёр, Артист

Советская актриса театра и кино, представительница ленинградской актёрской школы, долгие годы составлявшая славу Александринского театра. Заслуженная артистка РСФСР (1957).

Биография

Тамара Алёшина родилась 10 мая 1919 года. В 1940 году она с отличием окончила Ленинградский театральный институт и практически сразу была принята в труппу одного из старейших и самых прославленных театров страны — Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринки). С этим театром была связана вся её творческая судьба, длившаяся более полувека — с 1940 по 1995 год.

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, она, как и многие артисты, оставалась в блокадном Ленинграде, участвовала в концертных бригадах, выступала перед защитниками города. В эти годы она также начала сниматься в кино, сыграв одну из главных ролей — дружинницу Зину Маслову — в знаменитом фильме Виктора Эйсымонта "Фронтовые подруги" (1941). Личная жизнь актрисы была неразрывно связана с театральным миром. Она стала женой выдающегося артиста Александринки, народного артиста СССР Юрия Владимировича Толубеева. Их сын, Андрей Толубеев (1945–2008), пошёл по стопам родителей и также стал известным актёром театра и кино. Скончалась Тамара Ивановна в Санкт-Петербурге 21 сентября 1999 года и была похоронена на Волковском православном кладбище.

Творчество

На сцене Александринки она прошла путь от молодых лирических героинь к сложным характерным и драматическим ролям. В её раннем репертуаре были такие классические образы, как пылкая и чистая Лиза Калитина в "Дворянском гнезде" (1945), бойкая субретка Лиза в "Горе от ума" (1946), преобразившаяся цветочница Элиза Дулитл в "Пигмалионе" Бернарда Шоу (1952). Особое место занимала роль Параши в "Горячем сердце" А. Н. Островского, которую она с успехом сыграла и в одноимённой экранизации (1953). Эти работы раскрыли её дарование как актрисы лирико-бытового плана с яркой сценической выразительностью.

С годами в её творчестве на первый план вышли роли, требующие глубокого драматизма и психологической сложности. Выдающимся достижением стала Агафья Матвеевна Пшеницына в спектакле "Обломов" (1965) по Гончарову, где она с удивительной теплотой и трагическим оттенком воплотила образ "вечной жертвы любви". Не менее значимыми были её работы в пьесах современных драматургов: она играла жену Виктора в "Семье Журбиных" (1963), Анну Никитичну в "Из жизни деловой женщины" (1974), создавая убедительные портреты женщин своей эпохи. Завершала свою сценическую карьеру она ролями в классической русской драматургии, такими как Меланья в "Детях солнца" М. Горького (1976).

В кино Тамара Алёшина снималась нечасто, но её работы неизменно запоминались. Помимо военной драмы "Фронтовые подруги", зрителям полюбилась её старший лейтенант Маша Светлова в культовой комедии "Небесный тихоход" (1945). Она с успехом играла в экранизациях классики: императрицу Елизавету Петровну в "Михайло Ломоносове" (1955), трагическую Евгенью Семёновну в "Очарованном страннике" (1963) и, конечно, ту самую Пшеницыну в телевизионной версии "Обломова" (1965). Её поздние кинороли были преимущественно эпизодическими, но всегда отмеченными узнаваемой теплотой и достоверностью, как, например, мать Вольнова в фильме "Перегон" (1984).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(