8 августа 1951г
Чувашия, Батыревский район, Шыгырдан
Советский и российский актёр, народный артист Грузии и Чувашии. Известность ему принесли роли в фильмах "Место встречи изменить нельзя" и "О бедном гусаре замолвите слово". В его фильмографии более 100 работ, включая рекордные 9 съёмок в "Ералаше". Активно ведёт блог с 2008 года, являясь одним из самых цитируемых авторов Рунета. Награждён орденом Чести Грузии и другими регалиями.
Родившийся в семье учителей, Станислав имел уникальные семейные корни: в его роду были украинцы, цыгане и даже петербургский протоиерей. Детство омрачилось ранней трагедией: смерть матери и жестокость отца, который впоследствии определил сыновей в воронежский интернат. Эти события навсегда оставили глубокий след в его жизни.
Несмотря на природный талант, проявившийся ещё в школьном спектакле, двери московских театральных вузов перед ним закрылись из-за неправильного прикуса. Это не сломило будущего артиста: он работал токарем на ярославском заводе, совмещая труд с занятиями в драмкружке. Упорство принесло плоды — в 1969 году он поступил в ГИТИС на легендарный курс, хранивший традиции Станиславского и Немировича-Данченко.
После блестящего окончания института его ждал головокружительный старт — приглашение сразу в четыре столичных театра. Выбрав "Современник", Садальский, однако, не нашёл там творческой свободы. Его принципиальная позиция — не играть в массовке — и сложный характер привели к конфликту с руководством и уходу из театра после восьми лет службы, несмотря на несколько ярко сыгранных главных ролей. Эта история стала символичной для его независимого и бескомпромиссного нрава.
Кинематографическая биография Станислава Садальского началась ещё в студенческие годы с фильма "Город первой любви". Однако настоящий успех пришёл к нему после роли в картине Алексея Коренева "Три дня в Москве" (1974), которая принесла молодому актёру признание как зрителей, так и критиков.
Пик популярности пришёлся на конец 1970-х, когда он снялся в таких знаковых лентах, как "Место встречи изменить нельзя" Станислава Говорухина и "О бедном гусаре замолвите слово" Эльдара Рязанова. Эти работы стали визитной карточкой актёра, хотя в его фильмографии более 100 ролей, включая участие в девяти сюжетах "Ералаша" — своеобразный рекорд, не побитый до сих пор.
После 20-летнего перерыва Садальский вернулся на театральную сцену, найдя себя в антрепризных постановках: "В джазе только женщины", "Голая правда", "Развод по-московски" и других.
Не менее значимой стала его медийная деятельность. На радио он создал популярную программу "Шоу Одинокого Шута", визитной карточкой которой стали звук шагов в тишине и фирменные розыгрыши звонков знаменитостям. С 2008 года Садальский активно ведёт блог в "Живом Журнале", став одним из самых цитируемых авторов рунета, а в 2020 году запустил собственный YouTube-канал. Его творческая энергия также реализуется через журналистику, авторские книги и телепроекты, включая программу "Таблетка" на Первом канале.
В 1991 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. Особое признание его талант получил в Грузии, где он стал Народным артистом и кавалером ордена Чести (2007), а также был удостоен почётного гражданства страны. На родине, в Чувашии, он является Народным артистом республики, почётным жителем города Канаш и был отмечен благодарностью президента Чувашии.
За вклад в кинематограф он был награждён медалью "Ветеран труда" и уникальной медалью трижды Героя Советского Союза Покрышкина за роль в фильме "Торпедоносцы" (1983). Международное признание выразилось во включении актёра в число "2000 выдающихся артистов XX века" по версии Кембриджского биографического центра.
С наступлением цифровой эры Садальский получил и неформальные титулы: "Народный Блогер России" (2009) и кавалер Ордена имени Брэда Фицпатрика (2013). Российское Дворянское общество в 1990 году пожаловало ему титул великого графа, что добавило яркий штрих к его многогранному образу.