27 сентября 1904г - 21 июля 1966г
Ленинградская область, Санкт-Петербург
Советская оперная певица (меццо-сопрано), педагог, чьё имя составляет славу ленинградской, а ныне петербургской музыкальной школы. Народная артистка СССР (1955), двукратный лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Вошла в историю отечественного искусства как одна из самых мощных и драматичных вокалисток своего времени, обладавшая голосом необычайной силы, насыщенного тембра и потрясающей сценической выразительности.
Родилась 14 (27) сентября 1904 года в Санкт-Петербурге в глубоко музыкальной семье: отец, священник Пётр Преображенский, был выпускником Петербургской консерватории по классу композиции, мать пела в знаменитом хоре Александра Архангельского, а дядя был солистом Большого театра. Это окружение с детства определило её судьбу.
Несмотря на врождённый талант, её путь на сцену был тернист. В 1918 году она поступила в школу музыкального просвещения, но в 1919-м, в разгар голода и разрухи, была вынуждена прервать учёбу и уехать батрачить в деревню Минской губернии, чтобы просто выжить. Только в 1923 году она смогла вернуться к мечте и поступила в Ленинградскую консерваторию в класс выдающегося педагога и певца Ивана Ершова. Окончив консерваторию в 1928 году, она уже в 1926-м, будучи студенткой, блестяще дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета (с 1935 года — имени С. М. Кирова, ныне Мариинский театр) в партии Любаши из "Царской невесты" Н. А. Римского-Корсакова. Этот театр стал её творческим домом на тридцать три года, вплоть до 1959 года.
В оперном репертуаре Преображенской центральное место занимали драматические и характерные партии русского классического репертуара, в которых её вулканический темперамент и голосовые возможности раскрылись в полной мере. Вершинами её сценического творчества стали образы Иоанны в "Орлеанской деве" П. И. Чайковского (Сталинская премия первой степени, 1946) и Марфы в "Хованщине" М. П. Мусоргского. Не менее значимыми были её работы в партиях Любаши, Амнерис в "Аиде" Дж. Верди, Кармен в одноимённой опере Ж. Бизе, Ефросиньи в опере Д. Кабалевского "Семья Тараса" (Сталинская премия второй степени, 1951). Её искусство отличало редкое сочетание безупречной вокальной школы, полученной от Ершова, с глубочайшей психологической проработкой роли.
Особой страницей в её биографии стали годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Она категорически отказалась от эвакуации, оставшись в осаждённом городе вместе с коллективом театра. В эти страшные годы её голос, звучавший в холодных залах Филармонии и на фронтовых концертных площадках, стал символом несгибаемого духа ленинградцев. Она дала около 1500 концертов, неоднократно сдавала кровь для раненых, за что была удостоена звания "Отличник здравоохранения" (1943). Её исполнение "Песен и плясок смерти" Мусоргского в блокадном городе стало легендарным, обретя трагическую, пронзительную актуальность.
Параллельно со сценической деятельностью Софья Петровна вела активную концертную работу, включавшую камерные программы с русскими романсами и народными песнями, а также участие в крупных вокально-симфонических произведениях, таких как "Реквием" Верди и "Торжественная месса" Бетховена. С 1949 года, будучи профессором Ленинградской консерватории, она воспитала целую плеяду талантливых певцов, передавая им традиции русской вокальной школы. Софья Петровна Преображенская скончалась 21 июля 1966 года в Ленинграде и была похоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища.